"Внутреннее сущностное «я» отдельного человека или целого общества не раскрывается внутри него иначе как по мере его святости и чистоты, по мере его высшей доблести, насыщенной чистым сиянием Б-жественности, пылающей внутри него.
Согрешили мы вместе с отцами нашими, грех Перво-Адама, отрекшегося от собственной индивидуальности, согласившегося с Нахашем и потерявшего себя. Он оказался не способен был ответить на вопрос «где ты?», ибо он не знал, что с ним. Ибо истинное «я» сокрылось от него.
Поклоняясь чужим богам, согрешил Израиль, оставил свою истинную суть, оставил благо.
Согрешила земля, воспротивившись собственной сущности, уменьшив собственную силу, устремившись к конечной цели, не дав всю свою сокрытую мощь, чтобы вкус дерева был подобен вкусу плода, устремив свой взгляд вовне, задумавшись о судьбе и карьере.
Луна, обвинившая солнце, потеряла свой собственный внутренний мир, радость своей участи, возмечтав о внешнем почете царей.
И с тех пор мир погружается все ниже и ниже в потере собственного «я», как отдельной личности, так и целой нации.
Приходят обученные воспитатели, смотрят на внешность, они также отвлекают от поиска внутреннего «Я», и только добавляют соломы на костер, поят жаждущих уксусом, набивая сердца и мозги всем, что вовне их, а «Я» забывается все более.
И если нет «Я» - нет «он», и тем более, что нет «ты».
Дух наш, Мошиах Вс-вышнего, это сила его и в этом величие его, не вовне нас он, дыхание ноздрей наших он, Вс-вышнего и царя его Давида мы будем искать, к Вс-вышнему и к благу Его устремимся, и собственное «я» мы будем искать, в поисках собственной сущности и сути, удалив всякого чужака и мамзера, «И познаете вы, что Я — Вс-вышний Б-г ваш, выводящий вас из земли египетской, я — Б-г»"
рав Авраам Ицхак аКоэн Кук Зацаль
(
http://chassidus.ru/library/rav_kook/psichologia-shel-maala/vaani-betoch-hagolah.htm)