Разработчики прекрасно отдают себе отчёт в балансе геймплея с туннелями и «остального пространства» приходилось сталкиваться с хардкорщиками ожидающих километровых перегонов между станциями, по которым можно будет часами бродить взад и вперед, но честно говоря, слабо представляется интересный игровой процесс в этих условиях. Поэтому туннели станут только частью игрового пространства, которое мы будем проезжать на различных дрезинах, либо некоторые их участки проходить пешком. Утешением для любителей побегать по туннелям метро будет увеличенное количество и самое главное качественное наполнение сценарных путешествий, как в туннелях, так и на поверхности чем-то, что описано в романе.
На Рижской мы встречаемся c Бурбоном, который боится один идти по туннелю. Именно с ним мы впервые и выбираемся на поверхность. В условиях высокого радиационного фона, ядовитых скоплений газов и всяческих кислотных луж на поверхности Артем не может долго находится без защиты, ею являются маски (респираторы), но они не вечны, игроку надо следить за коробками их фильтров. Стоит остановиться на замечательной реализации использования «противогаза». Присутствует отдельная анимация надевания маски, но есть еще более занятные мелочи. Вы начинаете слышать звук дыхания, который усиливается по мере ухудшения условий нахождения на поверхности, персонаж начинает дышать более тяжело. В игре есть интересный нюанс, игрок может временно задержать дыхание, когда надо быстро пробежать по поверхности не надевая маску (или она разбита или кончились фильтры) а вход в метро близок эта внимательность к деталям очень радует.
(С масками надо обращаться аккуратно, если в пылу перестрелки пули попадают в лежащие маски, то их стекло будет разбито и использовать их по назначению не получиться.)
Чем лучше и надежнее оборудование и комбинезоны, тем дольше мы сможем путешествовать на поверхности. На поверхности мы видим особенности отсутствия интерфейса в игре. Пробегав некоторое время в маске, мы замечаем, что по мере расходования фильтра стекло маски запотевает, на нём появляются капельки воды и изображение становится более искаженным и мутным. Также на помощь к пострендер эффектам приходят наручные часы, а вернее таймер на них— анимированная модель со стрелками и красной зоной на циферблате. В любой момент у игрока есть возможность, нажав на клавишу "Т" посмотреть, сколько осталось времени до истощения запаса фильтра (ведь полное расходование фильтра и дальнейшее нахождение в маске приведет к гибели вашего героя).
Про врагов и оружие
На поверхности мы встречаемся с очень опасными мутантами Стражами, которые атакуют группами. В борьбе с ними есть специальная тактика— у этих монстров есть разведчик и если его убить сразу после того как он вас заметил и не успел встав на задние лапы завыть привлекая сородичей, то ваше путешествие по поверхности может стать значительно безопаснее. Монстров в игре много, например: Носачи— атакующие помимо физических ударов еще и акустическими волнами, Крылатые твари, Библиотекари которые славятся своими повадками льва, Черные и некоторые еще не афишированные создания, которые доставят хлопот игроку при прохождении игры.
Помимо монстров встречаются еще различные бандиты и члены враждующих фракций, всего в игре представлено 4 условно скажем – группировки. Бандиты— опустившиеся члены общества, которые не нашли ничего лучше, чем зарабатывать на жизнь грабежом караванов и одиноких путников, Коммунисты – представители сокольнической линии метро, Фашисты— воинствующая группа фанатиков, которые решили сделать в метро 4ый рейх с соответствующей атрибутикой и дрезинами стилизованными под немецкие танки времен второй мировой и Рейнджеры, к рейнджерам относятся Мельник, Хантер и подобные им собиратели. Ганза представлена в игре чисто сюжетной фракцией, которая не проявляет особого участия в жизни Артема.
Но самое интересное помимо врагов мутантов и врагов людей это аномальные проявления в туннелях. В игре можно встретить голоса в трубах, про которые в книге говорил Хан— что люди умирающие в метро не попадают ни в Рай, ни в Ад потому, что больше нет ни Рая, ни Ада. Души умерших остаются в метро, в трубах и иногда их можно слышать присев около труб в туннеле. Да и самих призраков мы еще повстречаем.
Рассказывая о врагах, стоит упомянуть о способах их истребления, а именно об оружии и снаряжении. В зависимости от стиля игры, которого будет придерживаться игрок он сможет выбрать разные виды костюмов, но базово они делятся на категории: Стелсовые костюмы, в которых тише перемещаешься, но не имеешь сильной брони, Костюмы штурмовиков, они сильнее бронированы, но и игрок больше шумит и выше шанс быть заранее обнаруженным.
Оружие в игре также можно условно разделить на стелсовое и штурмовое, в игре присутствует револьвер, несколько дробовиков, старый проверенный АК, но самое интересное это шикарный выбор оружия кустарного производства, которое сделано умельцами в условиях жизни в метро. Самодельные единицы вооружения можно улучшать, навешивая различные варианты оптики, лазеров-целеуказателей и у некоторых даже менять стволы.
Как уже было известно, в метро из стандартного оружия особо не постреляешь, ибо патроны с пулей калибра 5.45 ценятся, как местная валюта это будет заставлять ограничиваться в перестрелках и искать более продуманную тактику боев.
Про квесты и NPC
Перед игроком достаточно часто будет вставать проблема (не всегда явного) выбора, результатом которого будет влияние на дальнейшие события в игре и в итоге на концовку, которая будет доступна. Помимо основных квестов есть возможность брать побочные, которые могут и не повлиять на сюжет в целом, но иногда облегчить Артему жизнь в будущем (Артём спас кого-нибудь, а этот кто-нибудь потом помог Артёму).
Удачное общение с NPC позволяет проводить выгодную модернизацию оружия и обучение владения им так и просто можно послушать истории мира и узнать чего-нибудь новенькое и полезное для прохождения. Разработчики стараются дать игроку возможность почувствовать себя частью живого и страшного мира.
Это конец первой части описания личных впечатлений об игре Метро 2033, я не зря в начале сказал, что это игра-кино, именно так ты садишься и попадаешь в совершенно правдивый мир, живущий по своим законам, обладающий своей собственной историей и своими мифами. Замечательные анимации, качественные модели персонажей и окружения только помогают глубже влиться в игру, разгадывая тайны московских подземелий и открывая тайну истинной цели поведения Чёрных.
Во второй части я расскажу о прогрессивных технологиях игрового движка 4A-engine, о том каким проект будет на консолях и подробности об оружии и монстрах и о многом другом.
В Октябре 2009-го мир Метро 2033 приоткроет туманную завесу тайн.
Андрей (Винцберри) Горленко
www.metro-game.comwww.gameru.net