Автор Тема: Uber такси vs регуляторы  (Прочитано 1733 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Los Ponchos

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5962
  • Карма: -2070
    • Просмотр профиля
Uber такси vs регуляторы
« : 05.02.15, 17:32:51 »
В начале июня власти американского штата Виргиния потребовали приостановить работу мобильного приложения Uber, с помощью которого можно заказать и оплатить такси или частных водителей. Это далеко не первая попытка запретить сервис, популярность которого растет беспрецедентными темпами: стартап, запущенный в Сан-Франциско в 2009 году, сегодня представлен в 37 странах по всему миру и недавно был оценен в 18,2 миллиарда долларов. Причина гонений на популярное приложение кроется в особенностях сосуществования бизнеса и государственного регулирования, описанных экономистами школы общественного выбора, а именно, в терминах присвоения ренты.

Успех приложения объясним. Uber гораздо удобнее традиционного такси. Находящиеся поблизости машины отображаются на карте, время прибытия и примерная стоимость поездки известны заранее, а оплата автоматически списывается с банковской карты. Выигрывает Uber и с точки зрения безопасности: для дого, чтобы стать водителем, кандидат должен подтвердить свою личность, его машина — соответствовать стандартам Uber, а все заказы при этом регистрируются приложением. Несмотря на эти очевидные преимущества цены Uber сравнимы с ценами обычных такси, а в некоторых городах тарифы Uber значительно ниже.

Очевидно, что удобный, безопасный и недорогой Uber и подобные сервисы — это технологический прорыв в индустрии городского общественного транспорта, которому местные власти должны быть только рады. Почему же вместо этого чиновники пытаются ограничить или даже запретить его?

Ответ на этот вопрос связан с ещё одной особенностью бизнес-модели Uber — низкими барьерами входа на рынок. От потенциальных водителей не требуется ничего, кроме отсутствия криминального прошлого, относительно новой машины и страховки — никаких экзаменов, лицензий и квот. С другой стороны, доходы водителей в этих условиях не гарантированы и зависят только от объема и качества их работы. Lyft, другое популярное приложение на рынке, предлагает водителям и пассажирам оценивать друг друга после поездки, и водители со средним рейтингом ниже 4,5 из 5 лишаются права принимать заказы.

Традиционное такси в большинстве развитых стран работает по противоположной модели. Доходы действующих таксистов фактически гарантированы за счет жестких требований к кандидатам. В Лондоне, например, чтобы получить разрешение на вождение одного из знаменитых кэбов нужно сдать серию из пяти экзаменов на доскональное знание географии многомиллионного мегаполиса, а именно, 320 маршрутов, 25000 улиц и 20000 достопримечательностей и организаций. Обучение в среднем занимает около трех лет со всеми соответствующими издержками со стороны кандидатов. Естественно, что эти издержки позднее перекладываются на пассажиров: цены на такси в Лондоне одни из самых высоких в мире.

Таким образом, прибыль традиционных такси в значительной степени гарантируется государством, которое искусственного ограничивает конкуренцию и вынуждает потребителей пользоваться услугами избранных компаний. Такая бизнес-модель, впервые описанная американским экономистом Гордоном Таллаком, называется присвоением ренты. Компании, стремящиеся к присвоению ренты, направляют основные усилия не на совершенствование своих услуг или снижение издержек и, как следствие, цен, а на убеждение чиновников ограничить конкуренцию. Таллок показывает, что от присвоения ренты выигрывают только владельцы и некоторые сотрудники привилегированных компаний, а общество в целом — проигрывает.

Свободная конкуренция же, напротив, вынуждает бизнес ориентироваться на запросы потребителей. Дешевые и качественные продукты приносят своим компаниям миллиарды, а компании, продукты которых никому не нужны, уходят в прошлое. Экономист Йозеф Шумпетер в своих работах называл этот процесс “созидательным разрушением”, которое естественно сопровождает технический прогресс.

Не удивительно, что в век спутниковой навигации простой и доступный Uber выигрывает конкуренцию с кэбами, единственное преимущество которых состоит в знании водителями всех улиц Лондона наизусть. Но если Uber конкурирует с такси за предпочтения потребителей, то такси отвечает давлением на чиновников. В середине прошлой недели тысячи таксистов заблокировали дороги Лондона, Парижа и ряда других европейских городов с требованием запретить Uber.

Как двадцати тысячам таксистов, которые составляют не более 0,2% населения Лондона, удается поддерживать свою монополию в ущерб подавляющему большинству жителей города? Как и в других случаях присвоения ренты демократия дает сбой в этой ситуации. Дело в том, что доходы от ренты сконцентрированы в руках этих самых 0,2%, а издержки для общества рассредоточены среди оставшихся 99,8%. На кону у таксистов тысячи фунтов упущенной прибыли, за которые они готовы перекрывать улицы и жертвовать крупные суммы дружественным политикам. Пассажиры, с другой стороны, переплачивают всего по несколько фунтов за поездку и часто даже не задумываются о существовании монополий.

Именно возможность получать концентрированные доходы при рассредоточенных на все общество издержках объясняет привлекательность присвоения ренты как бизнес-модели, и такси — далеко не самый вопиющий ее пример. Российская автоиндустрия уже много лет существуют за счет навязываемых всей стране импортных пошлин, а иностранным автопроизводителям — утилизационного сбора. Поддержка американских фермеров — а это всего один процент населения — обойдется остальным гражданам США примерно в триллион долларов в течение следующих десяти лет, что сравнимо с государственными расходами на образование. Бывший директор Центра по изучению торговой политики в Институте Катона Дэниэл Гризвольд показывает, что субсидии наносят ущерб не только экономике страны, но и ее экологии и международному положению (перевод статьи Гризвольда можно найти на сайте проекта InLiberty).

Однако упразднить как автомобильные пошлины в России, так и сельскохозяйственные субсидии в США крайне сложно политически. Получатели ренты готовы пойти на все, от демонстраций рабочих и фермеров до взяток чиновникам, чтобы сохранить свои привилегии ними вместе с ними миллиардные прибыли.

В битве с лобби таксистов общество пока выигрывает. Uber получил публичную поддержку правительства Великобритании, а количество скачиваний приложения в день протестов таксистов подскочило на 850%. Однако присвоение ренты как феномен победить гораздо сложнее, особенно когда дело касается не зарплат таксистов, а прибылей избранных корпораций как в случае с автопроизводителями по всему миру.

Бизнес по своей природе основан на стремлении к максимизации прибыли, и даже самая совершенная демократия не спасет общество от попыток законодательно закрепить за собой ренту. Единственный способ направить все усилия бизнеса в сторону борьбы за потребителей, а не за чиновников — это лишить последних возможности ограничивать конкуренцию. Только в стране, где нет бессмысленных лицензий, разрешений и монополий, бизнес не сможет использовать закон для устранения конкурентов в ущерб обществу. Начать можно с упразднения регулирования такси, которому, как показывает пример более качественного и бесопасного Uber, не идут на пользу никакие экзамены и лицензии.

http://www.mojbred.com/4350.html



https://support.uber.com/hc/ru/sections/200390138
A patriot must always be ready to defend his country against his government.
Edward Abbey.

Freedom is never more than one generation away from extinction. We didn't pass it to our children in the bloodstream. It must be fought for, protected, and handed on for them to do the same.
Reagan.


Оффлайн Los Ponchos

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5962
  • Карма: -2070
    • Просмотр профиля
Re: Uber такси vs регуляторы
« Ответ #1 : 05.02.15, 17:34:40 »
В Стали нет. Какой толстый тролл местный таксо предпринимателей упущен.

Осталось перейти на криптовалюты и местным чинушам станет нечего кушать.  :brr:
A patriot must always be ready to defend his country against his government.
Edward Abbey.

Freedom is never more than one generation away from extinction. We didn't pass it to our children in the bloodstream. It must be fought for, protected, and handed on for them to do the same.
Reagan.

Оффлайн izoiva

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 858
  • Карма: -68
    • Просмотр профиля
Re: Uber такси vs регуляторы
« Ответ #2 : 06.02.15, 05:42:45 »
В Стали нет. Какой толстый тролл местный таксо предпринимателей упущен.

Осталось перейти на криптовалюты и местным чинушам станет нечего кушать.  :brr:
Криптовалюта не нужна. Лучше бы запретили.

Оффлайн Los Ponchos

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5962
  • Карма: -2070
    • Просмотр профиля
Re: Uber такси vs регуляторы
« Ответ #3 : 06.02.15, 10:42:54 »
Уже. В Штатах торгуется на бирже и гос-во гарантирует сделки. Иначе получилась бы неподконтрольная чинушам денежная система.

По сабжу темы, для интеллектуального большинства: та штуковина позволяет по прилёту в 5 минут (требование системы) получить авто до Стали. Заранее нельзя. Списание с карты автоматическое по прибытии. Отменить бесплатно в пределах 5 минут от заказа, иначе полное списание. Москва и Питер, везде.
« Последнее редактирование: 06.02.15, 10:58:09 от Los Ponchos »
A patriot must always be ready to defend his country against his government.
Edward Abbey.

Freedom is never more than one generation away from extinction. We didn't pass it to our children in the bloodstream. It must be fought for, protected, and handed on for them to do the same.
Reagan.

Оффлайн Los Ponchos

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5962
  • Карма: -2070
    • Просмотр профиля
Re: Uber такси vs регуляторы
« Ответ #4 : 09.02.15, 17:30:31 »
М. Щёлковская, прибытие по клиенту 9 минут. Сталь от 1390 р.
A patriot must always be ready to defend his country against his government.
Edward Abbey.

Freedom is never more than one generation away from extinction. We didn't pass it to our children in the bloodstream. It must be fought for, protected, and handed on for them to do the same.
Reagan.