Впервые идея магистрали родилась еще в XIX веке
В соответствии с планами, по туннелю будет осуществляться движение грузовых и пассажирских поездов. Кроме того, он будет использоваться для прокладки электрических и оптоволоконных кабелей.
Российские министерства проанализируют предварительное технико-экономическое обоснование, подготовленное Российской академией наук, на конференции, которая состоится на следующей неделе в Москве. Несмотря на высокую стоимость проекта, его авторы уверены, что получат поддержку как от российского правительства, так и от американской администрации.
"Это один из очень немногих проектов, которые способны кардинально изменить развитие российского Дальнего Востока, ? говорит Виктор Разбегин, заместитель главы отдела исследований министерства экономики. ? Сейчас возможности внедрения этого проекта весьма высоки".
Разбегин говорит, что в 1998 году Соединенные Штаты, Россия и Канада были близки к подобной сделке, но от нее пришлось отказаться из-за краха рубля.
На самом деле существовало много предложений о соединении восточной части России с Аляской, пишет NEWSru.com. В 1890 году губернатор Колорадо Уильям Гилпин предлагал построить мост через Берингов пролив. Эта идея возродилась, но потом была отложена в долгий ящик, в 1940-х годах.
В 1960-х об этом заговорили снова в рамках масштабного проекта, который включал в себя также строительство соединяющего пять континентов моста через Гибралтар. Эти фантазии были мертворожденными, и нетрудно понять почему. Берингов пролив ? одно из самых негостеприимных мест на земле.
Разбегин предлагает построить туннель длиной свыше 100 км с выходами на поверхность на двух островах в середине пролива. Это в два раза длиннее туннеля под Ла Маншем. Однако это, в некотором смысле, простая часть проекта. Дело в том, что от предполагаемого места начала туннеля в России, бухты Провидения, ближайший транспортный узел находится на расстоянии свыше полутора тысяч километров.
Аляска не имеет прямых железнодорожных путей сообщения ни с Канадой, ни с остальной частью США. Это означает, что надо будет построить железную дорогу длиной 6 тысяч километров между Якутском в Сибири и Форт-Нельсоном в Британской Колумбии.
Несмотря на очевидные проблемы, Разбегин вчера был полон оптимизма. "Транссибирская железнодорожная магистраль простирается на 9200 км, и Россия в одиночку построила ее всего за семь лет", ? сказал он. По его оценкам, на воплощение проекта потребуется 12 лет.
В соответствии с планами, по туннелю будет осуществляться движение грузовых и пассажирских поездов. Кроме того, он будет использоваться для прокладки электрических и оптоволоконных кабелей, а в случае согласия правительств соответствующих стран там смогут пройти нефте- и газопроводы.
Чиновники МЭРТа обосновывают проект тем, что сроки доставки грузов сократятся на две недели, а сам проект при грузопотоке в 70 миллионов тонн в год окупится за 15 лет.
В среднем каждый километр планируемой магистрали, проложенной по вечно мерзлым землям, обойдется почти в 11 миллионов долларов. И это всего лишь "проектная стоимость". Привыкшие считать каждый шиллинг, англичане и то вместо запланированных 1,7 миллиарда фунтов стерлингов потратили 10. До сих пор понять не могут, как так получилось.
Непонятно, однако, кто будет финансировать этот проект. Благодаря буму цен на нефть и резко повысившемуся энергетическому производству, правительство России гораздо более обеспечено, чем в период экономических передряг 1990-х. Транспортный канал еще больше способствовал бы расширению торговли.
Звучали предположения, что Кремль может попросить о финансовой помощи Романа Абрамовича, владельца ФК "Челси" и губернатора Чукотки ? региона, где туннель будет начинаться.
Большинство аналитиков склоняются к мнению, что будет гораздо сложнее найти американских спонсоров в частном секторе, готовых инвестировать средства в этот рискованный проект.