Сможешь описать примеры страшных историй, которые есть у практикующих психологов, как на детей влияют не воспитавшие себя родители своими словами?
Не понимаю, для чего пересказывать своими словами такие примеры? По-моему, это как попытаться пересказать анекдот. Смешным он быть точно перестанет.
Эти примеры - просто демонстрируют в красках сухие закономерности действия и последствия. Причём жизненности добавляет то, что многие описываемые проявления - вполне обыденны для наших среды и времени. Это не что-то далёкое и где-то существующее, это или у нас, или нас окружает.
Думаю, больше смысла будет не в пересказах примеров, а перечислении некоторых действий и последствий.
Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать. - ну и низкая самооценка.
Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
...Естественно, что где-то возможны варианты проявления: одни на давление поддаются, другие взрываются. Но всё это не совсем здорово.
Ну а книга с самыми жёсткими историями... я просто приведу чуть сокращённый отзыв о ней, где читатель пересказывает сжато содержание:
1. В книге описаны любимые родительские воздействия (принуждение, устыжение, наказание, угрозы, ограничивание, критика, указания, унижения, ругательства, похвала, игнорирование) - по-моему, уже можно представить некоторые примеры ))
2. Объясняется разница между "эмоционально незрелыми" и "взрослыми" родителями.
3. Приведены примеры инверсий (использование родительской власти в своих целях, "ребенок - родитель своему родителю", "сын - муж своей матери", "дочь - женщина своего отца", "старший ребенок - родитель младшим", "бабушка - родитель для своих внуков"). Тут тоже можно представить довольно печальные примеры. Зачем же пересказывать их?
Я вот раньше думал, что много детей легко: одного растишь, а потом он ухаживает за вторым, второй за третьим...
)) Рассмотрение этой ситуации с разных сторон, примеры - наглядно показали, что хреновая идея, когда дети, вынужденные заменять родителей младшим - фактически лишаются детства. Husman выше писал про тех детей, чьи родители принудительно натаскивали ребёнка на всякие знания, чтоб обязательно получился гений, не меньше - ребёнок тоже терял детство. Там, где начинается ожидание, кончается ребёнок. Хорошего в этом вроде как ничего нет. Ну, вернее, что-то есть - там знания, но рад ли этому натасканный человек?
4. Обращается особое внимание на психологические телесные и правовые границы ребенка.
5. Разъяснены способы нарушения границ:
- психологическое давление и манипуляции
- размывание границ любовью
- вскрывание интимных границ
- насилие
- наказаниеТут тоже на любую тему могут быть жизненные примеры.
Перевоспитание в дальнейшем может сказаться плачевнее недовоспитания. И для эксперементирующих родителей в том числе.
Да, про перевоспитание тоже писал на первой странице.
Вот мне не понятно, Катя. С одной стороны, ты соглашаешься с разумными вещами, миллион раз их поддерживая, с другой - предлагаешь отстраниться от книг и людей их написавших, которые по сути транслируют те же самые разумные вещи. Чуть шире, чуть глубже, но по сути подхода - те же самые. Откуда такое заочное отстранение себя и других от книг, словно ничего хорошего и полезного там не может быть написано?
Есть же толковые, адекватные, мудрые люди? С ними приятно общаться, у них можно многому научиться, много можно почерпнуть. Книга вполне может оказаться тем же общением на конкретные темы с таким человеком, где он высказывает свои мысли по поводу.