Перехват конвоя
Одинокое судно ? хорошо, а целый конвой ? лучше. И не только потому, что дает возможность расстрелять все торпеды всего за пару игровых суток. Просто только в конвоях можно найти действительно крупные корабли и танкеры. Жаль, что ваша посудина ? единственная немецкая подводная лодка в океане, а то можно было бы устроить союзникам хорошую встряску.
Выходите на одну из оживленных трасс и начинайте слежку. О передвижении конкретных конвоев вас могут уведомить из штаба. Обнаружить его может и радар, если приказать радисту обшарить горизонт по кругу. Злоупотреблять радаром не стоит: он сильно привлекает внимание, так что лучше всего, разок ?оглянувшись? вокруг, уходить подальше с засвеченной позиции.
Как только квадратик конвоя появился на карте, он у вас в руках. Стройные ряды судов, вокруг которых снуют эсминцы, двигаются медленно. Направление вам известно с самого начала, так что ваша задача теперь ? догнать конвой параллельным курсом или выйти ему наперерез. Сориентироваться на месте вам поможет гидроакустическое оборудование. Не доверяйте акустику ? он самый бесполезный член вашего экипажа. Не слышит контакты, не может адекватно сообщить, что делает эсминец над головой. Садитесь за гидрофон лично (погрузиться в воду не забываем) и найдите, откуда доносится шум винтов, чтобы направить туда лодку. Через каждые полчаса проверяйте контакт и уточняйте курс. Вам надо выйти на конвой со стороны ?половины второго?, как на обычный корабль. Для атаки желательно дождаться ночи. Можно атаковать и днем, но, сами понимаете, не с надводного положения.
Если в конвое идут нейтралы ? убедитесь, что вы не потопите случайно нейтральный корабль: может получиться неловкость. Помните, что потопленный нейтрал ? это маленькая короткая ?война? со всей страной. В течение суток любой военный корабль или самолет этой же страны будет считать вас врагом.
Выбирайте суда с самым большим водоизмещением. Торпед всегда не хватает, так что хорошо подумайте о том, чтобы использовать магнитные взрыватели. Стреляйте из всех носовых торпедных аппаратов и сразу же уходите на глубину: можно в самый центр конвоя. Это удобно ? однажды я избежал глубинных бомб разозленного эсминца, затолкав лодку под днище поврежденного танкера.
Хорошо подумайте о том, чтобы использовать залп ? и даже залп с расхождением. Мне, правда, не нравится позиция ?на кого бог пошлет?, но для выстрела издали она подходит идеально.
Конвой без прикрытия эсминцами ? это либо игровой баг (есть такой), либо большая удача. Выстрелив торпедами, можно идти за беззащитными кораблями прямо в надводном положении, ?сражаясь до последнего снаряда?. Но знайте, что крупные корабли бить из пушки ? только зря тратить снаряды. Добейте те, что повреждены торпедами, а оставшиеся снаряды израсходуйте на небольшие суда.
Под глубинными бомбами
Не надо бояться крейсеров и линкоров: на них нет противолодочного оружия ? неповоротливы они для этого слишком. Не бойтесь и авианосцев ? пусть они вас боятся. Если не считать самолеты, то главный враг подводной лодки ? эсминец (а на мелководье ? еще и траулер).
Ну не приспособлено ваше ныряющее корыто к боям на поверхности. Если заметить издали катер, то можно еще попытаться вступить в дуэль с неизвестным исходом. Но эсминец, обнаруживший лодку, ? это уже большая беда. Он будет нащупывать вас сигналами ?асдика? (он же ? ?сонар?), прослушивать гидроакустикой и забрасывать глубинными бомбами (момент, без которого не обходится ни один фильм про подводников). А бомб у него в запасе достаточно ? более полусотни штук.
Вообще говоря, лучше всего не допускать обнаружения лодки военными кораблями. Не подпускайте их ближе трех километров к себе, не шумите в воде, если эсминец все же проходит близко. Не рискуйте днем и при спокойной воде ? нырните на перископную глубину и переждите опасность под водой. Помните, что заметить с корабля могут не только низкий силуэт лодки, но и пенный след за ее кормой.
Знайте, что у врага могут быть и радары. Вражеские радары с ходом войны станут для вас очень большой проблемой. Если обычные просто засекают всплывшую лодку за три с половиной километра, то 10-сантиметровые (1943 год) ?видят? лодку за пять километров и могут устанавливаться на самолеты. В 1945 году у союзников появляются трехсантиметровые радары, которые могут засечь даже перископ или поднятый шноркель.
После залпа по охраняемому конвою сразу же ныряйте на глубину и замирайте. Но если беда случилась, немедленно ныряйте на полной скорости. Придется начинать игру в кошки-мышки.
Первый принцип: надо представлять собой как можно меньший силуэт для вражеского ?асдика?. Старайтесь поворачивать так, чтобы держать эсминец перед носом лодки или за кормой. ?Асдик? ? ультразвуковой радар ? не стоит демонизировать. Он не всесилен. Во-первых, его максимальный радиус действия ? два километра. Во-вторых, он не может засечь лодки на поверхности. В-третьих, он определяет только направление на лодку, но не ее глубину.
Наконец, у него есть слепые зоны ? это пространство под кораблем и за кормой. Конечно, вас могут засечь и гидроакустики, но это будет сложно: корабль находится на поверхности, и шум его собственных винтов напрочь заглушает звуки от подводной лодки, идущей самым малым ходом на большой глубине. К слову, глубина ? это не только метры, но и температурные слои, сквозь границу которых импульсы ?асдика? просто не проходят.
Ультразвук распространяется в форме широкого луча по сторонам корабля. Если поднырнуть под этот луч (чем дальше вы от корабля, тем глубже придется нырять), то корабль не сможет обнаружить вас по эху. Потому-то корабли и петляют, чтобы поймать лодку в ультразвуковой луч.
Как можно быстрее сверните в сторону эсминца и плывите к нему. Важно быть рядом с ним, но не за кормой ? тогда вы попадете прямо на глубинные бомбы. На глубине 50 метров вам надо быть ближе 300 метров к источнику ультразвука, чтобы войти в слепую зону. Дальше ? глубже. Не давайте ему сесть вам на хвост, пока не развернетесь к нему носом и не нырнете на глубину. Особый шик при этом ? не пользоваться читерским видом сверху, а приникнуть к гидрофону и по звукам анализировать направление на эсминец, расстояние и время сброса бомб.
Кстати, звук взрывающихся глубинных зарядов хорошо глушит вас от гидрофонов корабля ? вы можете перейти в этот момент на самый полный вперед и попытаться уйти в направлении кормы. Когда корабль развернется ? снова повторите маневр ухода в слепую зону.
Само собой, моральный дух команды при этом будет падать. Если на капитанском мостике появится невменяемый машинист ? доставайте пистолет.
Глубинные бомбы сами по себе не опасны, хотя в 1942 году появляются бомбы с двойным и тройным зарядом. Хуже всего ?Хеджхог? ? бомбомет, выстреливающий на двести метров впереди корабля залп из 24 бомб. Они падают кругом и ?обкладывают? лодку, которая пытается зайти в слепую зону. Решение такой проблемы ? уйти на гораздо большую глубину, прежде чем сворачивать к эсминцу. Помните одну вещь: безопасная глубина для лодок VII с целым корпусом ? сто пятьдесят метров, но можно опускаться и до двухсот. Чем глубже вы опустились, тем легче вам избежать глубинных бомб (больше времени на маневр), но если на такой глубине что-то взорвется рядом, то пиши пропало.
В 1944 году на вооружении кораблей появляется ?Сквид? ? бомба, выстреливаемая на сто метров перед кораблем. ?Сквиды? выстреливаются так, чтобы подловить лодку, стремящуюся пройти под залпом ?Хеджхога?.
Если эсминцев не один, а два или три ? пиши пропало. Они могут вычислять вашу позицию, глубину и скорость, сопоставляя данные ?асдиков?. А это значит, что нужно не только непрерывно заходить ?под сонар? одного из кораблей, но и постоянно менять глубину, направление и скорость. Пользуйтесь моментом взрыва бомбы и попытайтесь уйти, когда шум заглушит гидрофоны. И знайте, что есть одна хитрая командная тактика, которой умеют пользоваться вражеские ИИ-капитаны. Один эсминец стоит на месте и нащупывает лодку, тогда как другой на самом тихом ходу подходит к ее местоположению ? и совершенно неожиданно для нее высыпает ворох глубинных бомб.