Автор Тема: Гаагский трибунал собрался судить дель Понте?  (Прочитано 1173 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн SKyHC

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2437
  • Карма: 266
  • Вониссимо
    • Просмотр профиля
http://news.km.ru/gaagskij_tribunal_sobralsya_sudi

Александр Добровольский

Забавную новость о том, что Карла дель Понте, бывший главный прокурор Международного трибунала по бывшей Югославии (МТБЮ), сама подозревается в запугивании и подкупе свидетелей, а также в подтасовке свидетельских показаний, опубликовала английская газета The Guardian. Как следует из ее сообщения, дело против своего бывшего шефа, которая на этом посту неукротимо преследовала военных преступников из числа этнических сербов, но игнорировала албанцев, боснийских мусульман и хорватов, сейчас расследуют сами прокуроры МТБЮ. В сообщении The Guardian утверждается также, что помимо этого, следствие начато и в отношении еще двух обвинителей трибунала Дэниела Саксона и Хильдегарда Юртц-Ретцлафа. Это первый подобный случай за 17 лет существования МТБЮ.

Поскольку в начале 2000-х мне пришлось в качестве аккредитованного при МТБЮ журналиста провести в зале для прессы два с половиной года, я совсем не удивился сообщениям о том, что прокуроры Гаагского трибунала запугивали и «тренировали» отобранных ими свидетелей самым бесстыдным образом. Вернее сказать, удивился, но лишь тому, что в списке подозреваемых оказались всего три фамилии прокуроров, а не десять-двенадцать.

Например, я бы с дорогой душой добавил в этот список еще и англичанина Джеффри Найса, обвинявшего Слободана Милошевича. У этого прокурора, как казалось всем аккредитованным журналистам, настоящей правды не говорил вообще ни один свидетель. Особенно из числа боснийских мусульман и косовских албанцев, которые, обличая бывшего президента Югославии, врали самым бесстыдным и циничным образом. Видимо, по принципу «на войне все средства хороши».

Вспоминается один из таких «свидетелей», косовский албанец, бывший полевой командир Освободительной армии Косово (ОАК). Он сидел на заседаниях МТБЮ в плотных черных очках, хотя в зале был неяркий свет, и подробно рассказывал судьям, как сербские полицейские у него на глазах убивали и калечили мирных албанцев в его селе возле Приштины.

Явно наученный прокурорами, что и как говорить, он гладко рассказал, как своими глазами наблюдал расправу сербских полицейских и даже слышал, как они говорили между собой, что могли бы отпустить некоторых албанцев, если те заплатят им за это деньги. Седовласые судьи МТБЮ в черных строгих мантиях слушали его рассказ чуть ли не со слезами на глазах. Прокурор в такой же черной мантии смотрел на свидетеля с умилением, как на родного сына.

Единственный человек в зале судебного заседания, на которого не действовала рассказанная албанцем история, был обвиняемый, бывший президент Югославии Слободан Милошевич. В синем костюме и галстуке цветов югославского флага, он слушал показания внимательно, но бесстрастно. Лишь подрагивавшая в колене нога выдавала его напряжение и сосредоточенность.

Но когда дело дошло до вопросов Милошевича, албанец «поплыл» уже через несколько минут. Первым делом Милошевич спросил, как далеко были от него сербские полицейские, о чьих преступлениях он рассказывал. «Примерно в 200 метрах»,- сообщил тот. «А почему вы сидите в помещении в черных очках?» — последовал новый вопрос. «Да потому, что потерял зрение, воюя с сербскими врагами нашей свободы!» — торжественно воскликнул косовар, а явно предвидевший этот вопрос англичанин-прокурор одобрительно закивал головой.

Слободан Милошевич порылся в бумагах на своем столе и достал медицинскую справку из поликлиники деревни, где жил албанец, и зачитал ее суду. Из нее следовало, что сидящий в зале свидетель потерял примерно 70% зрения за несколько лет до событий, о которых рассказывал. Следовательно, физически он не мог ничего видеть, находясь от места действия в 200 метрах. Да и слышать, кстати, тоже, поскольку на этом расстоянии физически невозможно было разобрать, как сербские полицейские договаривались отпускать албанцев за деньги.

На «свидетеля» обвинения, обученного и подготовленного английским прокурором, стало в этот момент жалко смотреть. Правда, сам прокурор, не очень стушевавшись, тут же вызвал нового свидетеля, который, впрочем, оказался не лучше прежнего и также был уличен во лжи. У зрителей даже создавалось впечатление, что, не имея реальных, настоящих доказательств вины Милошевича, прокуроры попросту учили набранных где попало «свидетелей», что и как им говорить суду. Надеясь, что авось что-то и проскочит...

Прокурор Джеффри Найс «работал» в МТБЮ довольно долго. В 2005 году он пытался с помощью специально обработанных свидетелей убедить суд, что сербская полиция в январе 1999 года уничтожила в косовской деревне Рачак не группу боевиков Освободительной армии Косово, а расстреляла мирных албанцев, оказавшихся на ее пути. Однако у защиты оказался настоящий свидетель, Боголюб Яничевич, бывший начальник тамошнего отдела полиции, который под присягой сообщил, что все погибшие были на самом деле террористами из ОАК и их приспешниками.

Как потом выяснилось, все они были на самом деле убиты в разных местах в ходе боев, но затем албанцы стащили тела в центр селения, пригласили иностранных журналистов и представили дело как расстрел сербской полицией мирных косовских крестьян. Для убедительности рядом с мертвыми «режиссеры» положили белые мусульманские шапочки косовских крестьян. Они странно выглядели — абсолютно чистые рядом с запыленными и окровавленными трупами террористов, но судьи МТБЮ на это не обратили внимания.

Сегодня все те же приемы, которые применяли прокуроры в деле Милошевича, используются и против лидера Сербской Радикальной партии Воислава Шешеля, одного из известных сербских политиков-радикалов. Однако сейчас, похоже, прокурорские чиновники перешли уже все границы. Как пишет The Guardian, судьи МТБЮ, которые в течение последних трех лет рассматривали обвинения против Шешеля, вдруг приняли решение о том, что показания свидетелей обвинения требуют особого расследования.

Поскольку, например, свидетель со стороны прокуратуры, серб Стоянович, во время показаний в суде заявил, что прокуроры оказывали на него и его семью серьезное давление. Он получал до 50 телефонных звонков с угрозами ежедневно во время, когда прокуратура требовала подписать заявление против Шешеля. Не выдержав кошмара, свидетель согласился.

Другой свидетель, Дабич, сообщил, что прокуратура требовала от него показаний взамен за «перемещение в США и хорошие деньги». Дошло до того, что согласившийся свидетель подписал текст показаний на английском языке, которого вообще не знает. Как выяснилось, некоторых свидетелей прокуроры заставляли давать показания под угрозой возбудить против них уголовные дела даже с помощью пыток, в том числе лишая их сна. В обмен на нужные показания прокуроры предлагали им спрятать их в других странах, изменить внешность и документы, а также обещали прекратить имеющиеся против них уголовные дела.

Делами, возбужденными против прокуроров МТБЮ, будет заниматься французский судья. Обвиняемые Карла дель Понте, Юртц-Ретцлаф и Саксон пока не признали выдвинутых против них обвинений, но обещали сотрудничать со следствием.

Карла дель Понте была обвинителем в Гаагском трибунале с 1999-го по 2007 год. При этом она активно добивалась выдачи суду сербских лидеров, подозреваемых в военных преступлениях, Радована Караджича, Слободана Милошевича, Ратко Младича и других. С 2008 года дель Понте занимает пост посла Швейцарии в Аргентине, который, как считается, получила за свое рвение на посту главного прокурора МТБЮ.

Правда, не следует возлагать слишком большие надежды на справедливость международного правосудия. Думается, что дела против прокуроров, скорее всего, спустят на тормозах, и не найдя в их поступках состава преступления. «Своих» не тронут, дело известное.

Такое вот получается лицо международного правосудия, выносящего приговоры даже не отдельным людям, а, по сути, целому народу — сербам.