Вот тут кое-что есть...
01.10.2004 (00:36) Версия для печати
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ МУЗА КАК СРЕДСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА ?ВДОХНОВЕНИЕ?
Варвара Головатина - "Проект Ахей"
Как показал анализ фрагментов поэтических произведений русских писателей XIX-XX вв., основную роль среди средств, репрезентирующих концепт ?вдохновение?, играет лексика (вдохновенье, вдохновенный, пылать, трепет и пр.), затем идут сочетания слов, многие из которых можно считать устойчивыми, стилистические и синтаксические средства. Наиболее крупным грамматическим классом лексики с семантикой ?вдохновение? являются существительные (69,3% от всех лексических средств). Причем в первую очередь исследуемое значение передается при помощи существительного вдохновение и его общепринятых, зафиксированных в словарях синонимов (воодушевление, подъем, восторженность). Помимо этого в своих стихотворных произведениях авторы используют большое количество других лексем, которые только в контексте получают значение ?вдохновение? (восторг, волнение, желание, трепет, жар, огонь, божество и др.). Анализ подобных средств репрезентации исследуемого концепта позволяет получить более полное представление о нем, выявить дополнительные присущие ему признаки.
Существительное муза является одним из часто используемых в поэзии подобных контекстных синонимов существительного вдохновение (около 18% от всех существительных, репрезентирующих данный концепт). Эти лексемы употребляются в похожих контекстах. Например: ?И разума, и Музы не хочу?? (О. Мандельштам), ср.: ?не хочу вдохновения?; ?Ночью Муза слетит утешать? (А. Ахматова), ср.: ?И если слетает ко мне по ночам вдохновенье? (Н. Гумилев) и т.д.
Существительное муза и синонимичные ему словосочетания девица вдохновения, богиня песнопений, муза лиры в контексте сочетаются с глагольными предикатами, благодаря которым отражается представление о том, что вдохновение находится как бы вне человека, его носителя, а также о концептуализации вдохновения в образе живого существа. Например, использование глаголов движения слетать, входить, приходить, нисходить, спускаться подтверждает идею о том, что возникновение и переживание вдохновения ? это посещение лирического героя каким-то существом. Н.Д. Арутюнова размышляя о специфике передачи в языке внутренней жизни человека, отмечала, что людям свойственно экстериоризировать ее составляющие. Эмоции и чувства предстают ?не только как нечто отделенное от нас, но как нечто, вступающее с нашим ?я? в определенные, дружеские или враждебные, отношения, как нечто, нам помогающее или вредящее?, как собеседники и советчики, как враги и мучители (Арутюнова, 1976, 94).
Сочетаемость лексемы муза также свидетельствует о том, что процесс творчества воспринимается не как самостоятельное действие поэта, а как деятельность музы. Муза внушает, шепчет поэту стихи, пишет или поет их за него. Она влечет, зовет, водит поэта за собой, наполняет его душу музыкой и пр. Например: ?А недописанную мной страницу?допишет Музы смуглая рука? (А. Ахматова).
Анализ стихотворных фрагментов, включающих лексему муза и ее синонимы, позволяет говорить о том, что вдохновение концептуализируется как музыка, которую дает услышать поэту муза (?О Муза,?звала ты грезить наяву, чтоб дух мой дикою и дивной наполнить музыкой? (В. Иванов) или как шепот музы (?Муза в уборе весны постучалась поэту, сумраком ночи покрыта, шептала неясные речи?? (А. Блок), т.е. как определенный звук.
Использование образа музы в стихотворных произведениях также свидетельствует о том, что вдохновение, являясь чувством, существующим независимо от человека, своего непосредственного носителя, может быть ему неприятно, поскольку он не может контролировать его приход. Действия музы могут быть направлены против воли человека: ?Никогда, никогда // Не искал я с тобою союза, // Никогда не хотел // Подчиняться я власти твоей, ? // Ты сама меня выбрала, // И сама мне душу пронзила, // Ты сама указала мне // На великое чудо земли?? (Н. Заболоцкий). В этом фрагменте образу Музы противопоставляется ?я? поэта. В первом четверостишье использованы отрицательные формы глаголов, трижды повторяется наречие никогда. Лирический герой сознательно отказывается от вдохновения, пытается избежать ее власти. А во втором четверостишье субъектом действия уже является Муза. Подлежащим в предложении выступает местоимение ты, в то время как в первом четверостишии на его месте было местоимение я (поэт). Муза самовольно (неслучаен повтор лексемы сама), независимо от желаний поэта управляет им. Такое же отношение к вдохновению отражено в стихотворении М. Цветаевой ?Душа?: ?Муза! Муза! Да как ? смеешь ты??.
Наиболее часто образ Музы встречается в произведениях поэтов XX века. Он очень характерен для творчества А. Ахматовой и В. Иванова. Именно в их произведениях он более ярко выписан, красочен и разнообразен. Доминирующие представления о Музе у поэтов XIX и XX века во многом отличаются друг от друга. Для поэзии XIX века более характерно восторженное восприятие Музы. Она предстает в образе ?нежной подруги?, юной девушки-красавицы (часто возлюбленной), спускающейся с небес одарить поэта самым прекрасным для него чувством ? вдохновением, дать творческих сил. Ее прихода поэт ждет с нетерпением, т.к. тот набор чувств, ощущений и переживаний, который связан с вдохновением, сам процесс творчества доставляют ему удовольствие. У поэтов XX века отношение к образу Музы меняется. Это связано, скорее всего, с общим изменением взглядов на поэзию, творчество и вдохновение, обусловленным внелитературными факторами. Ее посещение и действия неприятны и мучительны для лирического героя. Выявить особенности чувств, характеризующих переживание вдохновения, помогает эмотивная лексика: ?печальная Муза, протяжно поет и уныло?, ?жестокая и юная тоска?, ?будешь навеки печален и юн? и пр. Примечательно в этом смысле стихотворение Ахматовой ?Муза?: ?Как жить мне с этой обузой, // А еще называют Музой? // Жестче, чем лихорадка, оттреплет, // И опять за весь год ни гу-гу?. Здесь нет лексики, указывающей на душевную боль лирической героини. Но такое состояние передается посредством описания ее физических страданий. Вдохновение в данном случае представляется как болезнь и обуза.
Образ Музы в поэзии XX века отличается большей пластичностью и живостью. Муза ведет себя как обычный человек: ходит, говорит, чувствует и пр. Она обладает четко выписанным обликом, в то время как муза XIX века ? это лишь божество, предстающее в образе молодой, красивой девушки. Интересен в этом отношении образ Музы в стихах А. Ахматовой. Это живое, реальное существо и, прежде всего, подруга, советчица, строгая наставница. Можно даже составить ее портрет.
Таким образом, лексема муза и синонимичные ей сочетания слов являются одним из часто употребляемых средств передачи значения ?вдохновения? и репрезентации концепта ?вдохновение?. Анализ стихотворных фрагментов, содержащих их, показал, что вдохновение представляется как чувство существующее отдельно от человека. Оно концептуализируется как мифологическое существо, управляющее действиями и состоянием человека, как болезнь и звук, воспринимается оно как приятное, а также неприятное для человека чувство.