Что скрывает Гельветика: настоящая история шрифтов в iOS 7Для типографики недавно представленного мобильного интерфейса Apple iOS 7 не было недостатка в долгосрочных диагнозах. Трансляция с конференции разработчиков WWDC еще не началась, когда первые комментарии энтузиастов типографики посыпались в Twitter. За день до публичной презентации наш друг Стивен Коулс (Stephen Coles) уже был серьезно обеспокоен использованием облегченного шрифта из семейства Helvetica на баннерах WWDC, висящих перед местом проведения конференции в Сан Франциско:
Тоненький шрифт на баннере iOS 7 WWDC. Не надо, пожалуйста
На следующее утро бывший арт-директор New York Times Хой Винх (Khoi Vinh) сравнил внешний вид новой iOS с отделом косметики:
Почему iOS 7 выглядит как прилавок косметики в Macy’s: мои мысли по поводу использования Helvetica Neue Ultra Light…
И наконец, два дня спустя Томас Финни (Thomas Phinney), бывший сотрудник команды по работе со шрифтами Adobe, также решил сделать типографику iOS 7 предметом своего поста:
iOS 7 превью: жуткий шрифт. Слабый контраст между фоном и передним планом и облегченная версия Гельветики делают текст нечитабельным.
Само существование Гельветики в iOS UI – это отрицание читабельности. Выбор, который сделан в iOS 7, может заставить меня бежать куда подальше от этой ОС.
Однако я должен напомнить тем «ранним пташкам», которые начали комментировать iOS 7 еще во время презентации, что:
Потребуется не менее четырех месяцев на то, чтобы финальная версия iOS 7 вышла на рынок.
Нельзя судить об эффективности выбранного для динамической ОС шрифта только по видео и скриншотам.
Никто из комментаторов не сказал ни слова о технологиях, лежащих в основе данного выбора, которые, безусловно, изменились.
Спустя несколько дней в продолжение недельной конференции публика успокоилась. Произошло это в основном благодаря презентациям, сделанным инженерами Apple и посвященным способам, которые новая ОС использует для управления шрифтами – в этих презентациях и приоткрылись детали технологических нововведений.
Во время этой сессии Йен Бейрд (Ian Baird) – человек из Купертино, ответственный за то, как мобильные продукты Apple обрабатывают текст, продемонстрировал технологию, которая, по его мнению, является «самой крутой частью iOS 7»: Text Kit. Под этим названием скрывается API (программный интерфейс приложения) для разработчиков приложений, в которых текст играет ключевую роль. Text Kit построен на основе Core Text, сложного движка для разметки Unicode с большими возможностями, потенциал которого, к сожалению, было не так-то просто раскрыть в прошлом. Но сейчас необходимость разбираться с Core Text отпала, поскольку Text Kit может выступать в роли технологии-интерпретатора.
Text Kit – быстрый и современный движок для разметки и рендеринга текста, который легко поддерживать с помощью настроек, интегрированных в User Interface Kit. Эти настройки предоставляют разработчикам полный контроль над всеми функциями Core Text, что позволяет первым очень точно задавать параметры того, как будет отображаться текст во всех элементах пользовательского интерфейса. Чтобы добиться этого Apple пришлось пересмотреть концепции UITextView, UITextLabel, и UILabel. Хорошая новость: это означает плавную интеграцию анимации и текста (те же принципы лежат в основе UICollectionView и UITableView) впервые за всю историю iOS. Плохая новость: это означает, что уже существующие приложения, заточенные под отображение текстовой информации, должны быть переписаны для того, чтобы поддерживать все эти стильные новые фичи.
Так что же эти новые опции означают на практике? Разработчики теперь могут использовать большие куски текста в более привлекательных, адаптированных для удобства чтения макетах с несколькими колонками и слоями для изображений, которые уже не привязаны к сетке. Появились захватывающие новые возможности, скрывающиеся под названиями «Интерактивный выбор цвета текста», «Свертка текста» и «Индивидуальная подгонка». Так что, например, скоро станет возможно в процессе разработки задавать изменение цвета текста в приложении, когда оно распознает специфический динамический элемент (хэштег, имя аккаунта в Twitter и т.д.). Или же мы сможем укорачивать длинные тексты для превью, не будучи ограниченными опциями before/after/middle; разработчики смогут сами определять размер отрывка.
С помощью всего нескольких строк кода разработчики смогут отображать текущее время, используя привлекательную типографику, задавая пропорциональное расстояние между цифрами и правильный разделитель чч: мм.Эстетам от типографики будет приятно узнать, что iOS 7 будет полностью поддерживать кернинг и лигатуры (Apple называет этот макрос «font descriptors»), в том числе и поверх продвинутых визуальных эффектов, таких как максимально приближенная к реальности текстура изготовленной вручную бумаги. Но не беспокойтесь: магический вид печатного текста – единственный скевоморфизм, который пережил обновление iOS, и существует он только в приложении Notes. Эти функции стоит рассматривать, как пример чего-то, что в будущем может быть утрачено, чего-то, что разработчики могут использовать или не использовать по своему усмотрению.
Но самое «горячее» типографическое нововведение в iOS – Dynamic Type. Насколько мне известно, мобильные продукты Apple будут первыми электронными устройствами, которые по умолчанию станут уделять качеству шрифтов внимание, невиданное со времен книгопечатания. Все верно: мы говорим об операционной системе, а не о приложении или верстке. В самом деле, оптическая подгонка кегля применялась в фотонаборе и при создании десктопных версий печатных изданий – но она не была по-настоящему автоматической, и попытки исправить положение до настоящего времени вели в тупик (печальный тому пример – Adobe Multiple Masters). И да, существует большое количество дисплеев в промышленных продуктах, которые используют различные «уровни» текста для различных настроек. Но оптическая подгонка кегля в iOS превосходит эти более ранние технологии и предоставляет потрясающие возможности.
Каскад размеров шрифтов Dynamic Type в iOS (по центру) позволяет разработчикам определять, какие шрифты использовать для каждого определенного кегля. Это, к примеру, позволяет им выбирать более жирный шрифт для мелких кеглей. Сравните это с примером слева, который демонстрирует простое уменьшение размера для облегченного шрифта, и справа – для полужирного. Межбуквенное расстояние не идеально и по центру, но разработчик всегда может выбрать другую гарнитуру, например с большим межбуквенным пространством, для определенного кегля.Благодаря Dynamic Type пользователи теперь смогут использовать ползунки (с семью отметками; ползунки можно найти через Settings > General > Text Size) для настройки размера шрифта в каждом приложении в соответствии со своими предпочтениями. А в случае, если самый крупный шрифт недостаточно велик, пользователи с нарушениями зрения могут обратиться в Settings > General > Accessibility для того, чтобы задать максимальный размер шрифта в Dynamic Type, использовать опции для «улучшения читабельности» (они добавляют к фону легкий градиент, не изменяя размер шрифта) и оптимизировать контрастность фона.
Заключение: Когда через несколько месяцев iOS будет готова к массовому релизу, сама операционная система, возможно, предложит не лучшую типографику (с учетом Neue Helvetica). Но лежащие в основе ОС технологии разметки и рендеринга текста предоставляют Apple и разработчикам передовые способы организации динамических и читабельных текстов на дисплее Retina.
Данная статья была написана Jürgen Siebert (Chief Marketing Officer, FontShop, Germany и редактор, Fontblog.de). Вместе с этим он является участником FontFont TypeBoard. С 1997 года — ответственным за ежегодную конференцию TYPO Berlin. В качестве ссылки на оригинал — перевод на английский язык Maurice Meilleur.
http://habrahabr.ru/company/uidesign/blog/186304/