Прочитал книгу "На мирно спящих аэродромах..." Марка Солонина.
Солонин редкостный ламер. Его неоднократно пинали за удивительную безграмотность и нежелание разбираться в вопросе.
Вторая интригам в советском руководстве накануне войны, в часности истории как Яковлев подсидел Поликарпова.
Конспирология - это, конечно, хорошо. Но пока Яковлев создавал действительно полезные машины Поликарпов 8 лет занимался чёрт знает чем. С появления Ишака единственное, что он сделал нового для серии - это И-15бис и И-153. При чём последний был практически сразу признан на редкость устаревшим гробом. Все эти витания в облаках в виде И-180 и прочих монстров под супер-двигатели не стоили и ломанного гроша. В серию из его поздних произведений пошёл только Миг-1 да и то после того, как Поликарпова послали куда подальше. И всё равно самолёт, в конечном итоге, получился не очень удачный. Так что первопричина "подсидел" ухода Поликарпова, ПМСМ, сильно надумана.
Основной лейтмотив этой части - малая эффективность ударов авиации по аэродромам. Как немецкой, так и советской. 22 июня подверглись бомбардировкам только 39 аэродромов из более чем 200 у нас, и 19 из более чем 100 у немцев.
Если 200 - это по всей стране, то может быть. Да только на этих аэродромах были тысячи самолётов. Которые и понесли крупные потери. Кстати насчёт 39 аэродромов: " Сосредоточив против Киевского округа до 800 самолетов, немцы, как и в Белоруссии, начали войну в воздухе с внезапного нападения на аэродромы. С 4 до 5 часов утра около четырехсот самолетов 5-го авиакорпуса генерала фон Грейма (R.von Greim), входившего в 4-й ВФ генерала А.Лера (A.Loehr), атаковали 24 аэродрома, в основном в Западной Украине. [2]"
Это только один корпус. Неужели он атаковал больше аэродромов, чем все остальные корпуса вместе взятые? Не верю!
И в общем наши потери, как и немецкие, были незначительны. Это совпадает с тем, что я читал у Хазанова: "Немцы атакуют воровато, неприцельно сбрасывая бомбы при малейшем сопротивлении"
Что-то плохо Вы читали Хазанова. Например: "Не прошло и часа - полк в полном составе вылетел отражать налеты на Брест. Успешно проведя воздушный бой, летчики готовились к следующему. В этот момент большинство самолетов стали жертвой "мессершмиттов". По свидетельству генерала Г.Н.Захарова, "штурмующие Bf.109 не давали поднять головы, а когда ушли, двадцать самолетов оказалось сожжено и выведено из строя".[12]
22 июня 10-я САД потеряла 180 самолетов из 231, а 11-я - 127 из 199. Эти соединения, как и 9-я авиадивизия, оказались небоеспособны, и их вывели на переформирование."
Красная Армия потеряла гораздо меньше 1200 самолетов в первый день. Ведь 22 июня уникально, немцы заявляют что сбили 322 самолета в воздухе, а наши заявляют - 400. Это при том, что в дальнейшем немецкие донесения превышают реальные потери советских ВВС в 2-2.5 раза.
Я не очень в курсе немецких заявок именно на воздушные победы, но вот потери "вообще" немцы считали лихо: "Вот сообщение из военного дневника 1-й группы скоростной бомбардировочной эскадры (1/SKG.210, командир к-н В.Шенк (W.Schenk)) за 22.06.41 г.: "Сегодня сделали сотню боевых вылетов. Майор В.Шторп (W.Storp) после очередного вылета устроил на земле скандал, т.к. его сигналы к сбору больше не принимались во внимание, и летчики вели свою собственную войну. Некоторые экипажи совершили в этот день по шесть боевых вылетов. В совокупности эскадра совершила 13 налетов на 14 аэродромов и уничтожила 344 самолета на земле и сбила восемь самолетов в воздухе...".[16]"
и "На счету немецкой эскадры JG.51 к вечеру числились 129 советских самолетов, уничтоженных на земле, 57 сбитых бомбардировщиков и 12 истребителей,"
Собственно, вот:"С другой стороны, в немецких отчетах утверждается, что 322 советских самолета сбито в воздухе и 1489 уничтожены на земле. [11]" Как видим. немцы оценивали потери значительно больше, чем в 1200 самолётов. Примерно в 1800 штук. Кстати, если посмотреть соотношение заявленных и реальных потерь РККА по свежей книге Горбача по Курской дуге, то, ПМСМ, у немцев "коэффициент вранья" как раз где-то 1,5-2.
Всё это из статей Хазанова в Авиамастере.
Однако Советский Союз все-таки потерял множество самолетов, но это произошло не 22 июня, а несколько позже, когда началась неуправляемое перебазирование из-за поспешного отступления.
Не надо эмоций. Оно вполне управлялось. Что при этом иногда повялялся обычный для таких вещей бардак - ну что удивительного? Множно показать красивые кадры рядков Мессеров на аэродромах и ремонтны мастерских под Берлином в 1945.
Когда же и эти аэродромы оказались под угрозой окружения, самолеты были просто брошены или уничтожены при отступлении. Это сочетается со Смирновым. В его "Боевой работе советской и немецкой авиации в ВОВ" есть упоминание, что в отличие от Западного фронта, где потери от ударов по аэродромам уменьшались в геометрической прогресии, на Юго-Западном фронте потери оставались значительными в течении месяца.
Всё очень просто. Авиация Западного фронта была фактически на 50% выбита в первый же день. Терять потом было просто нечего.
Если помните, то Юго-Западный фронт начал отступать позже Западного и соответственно стихийное перебазирование авиации началось позже, и меньшими темпами.
Приказ на "стихийное" отступление был получен 30 июня, после чего и начался отвод. Читайте Исаева.
А ведь если верна официальная теория об ударах по аэродромам, то в первые дни на Юго-Западном фронте должна быть точно такая же ситуация как на Западном, или даже хуже
А она и была почти такой же. Потери составили минимум 277 самолётов. См. того же Хазанова 1941: Война в воздухе Горькие уроки. Правда командование КОВО и ВВС КОВО оказалось несклько более вменяемым, а соотношение сил лучше и потому такого уникального погрома, как в ЗапОВО не получилось.
, поскольку именно на на Юго-Западном фронте было наибольшее количество замечаний по поводу плохой маскировки и низкой степени готовности накануне войны.
Мимо.См. опять же Хазанова Как раз ЗапОВО "отличился" тем, что мило забил на выполнение всех приказов. В чём Павлов и признался на допросе. В "вредительской" деятельности не признался, что "шпион" не признал, а вот что забил на приказы - признал. К чему бы это? См. сборник документов "1941" допрос Павлова там в конце где-то был. Если не найдёте - могу процитировать.
Но именно на Юго-Западном фронте в июне удавалось наиболее эффективно применять авиацию против танковых группировок противника.
А может её там эффективно применяли просто потому, что было, что применять? В ПрибОВО уже 27 июня бросили в бой дальнюю авиацию ЛенОВО просто потому, что бросать в бой было уже нечего.
Книга Солонина конечно не истина в последней инстанции. Но кажется по поводу причин огромных потерь в авиации в 41-ом он попал в точку. Причины были те же самые, что и во всех других родах войск - поспешное отступление.
А никому не кажется, что поспешное отступление - не причина, а следствие?
--------
А можно узнать, что это за дивизия, целиком вооружённая СВТ? Или это фигура речи и имелось ввиду, что немцы на вооружении имели столько СВТ, что на дивизию хватит?
----------
А куда девались те, кто эту технику должен был ослуживать и использовать?
А откуда они появятся, например, на аэродромах, если скорость полуторки или, того хуже, своих двоих сильно уступает самолёту? Пока перебазируются, а в это время самолёты стоят и бездействуют. А тут чего доброго и фрицы долбанут или займут аэродром.
Опять же даже если спецы есть, что делать, если нет топлива? Если просто нет времени перебрать двигатель? Вон с Сааремаа кто-то вылетал, выпрямив лопасти на Ил-4 чуть ли не кувалдой.