раздник Рождества Христова пришелся на время языческих праздников зимнего солнцестояния. Многие обычаи этих ранних празднеств были включены в рождественские. Например, еще в 17 веке в Лапландии в райoне Рождества (или Йоля) украшали оленьими внутренностями дерево с обрубленными ветвями. А в Финляндии до сих пор подарки на Рождество приносит "Козел Йoля" (Joulupukki). В Померании и Пруссии на Рождество приходил зловещий Мешок с Костями или Мохнатый Козел и требовал подарков для себя - отголосок жертв. Одеты они были в шкуры животных, соломы и тряпки. Некоторые исследователи утверждают, что обычай ставить в сенях (или на крыше) ботинки с морковью идет из дохристианских времен, когда морковь была нужна Слейпниру для подкрепления сил во время большой охоты Одина. Один платил за морковь сластями, оставляя их в тех же ботинках.
До Реформации подарки делали в день Святого Николауса, но Мартин Лютер был недоволен тем, что католический святой приносит подарки, и вместо него появился Christkindlein, "Дитя Христово". Позднее это имя трансформировалось в английском в Крисс Крингля (Kriss Kringle), аналога Father Christmas. К щедрому и доброму ребенку присоединились его темные спутники, задачей которых было пугать и наказывать непослушных детей. По другим легендам, эти демоны первоначально занимались похищением детей, но святой поймал их и заставил служить себе. Например, в Австрии это был мохноногий, рогатый, с длинным красным языком Крампус, который носил в руке кнут или розги, а за спиной - корзинку, куда он складывал непослушных детей. Некоторые из этих жутковатых существ также носили имя "Николас", "Никкель", "Ник", например, "Мохнатый Никкель" (Pelznickel). Прообраз Санта Клауса - голландский Sinterklaas - приезжает из Испании вместе со своим спутником Черным Петером (кстати, тоже одно из имен дьявола). Черен он по одной версии от каминной сажи, а по другой это мавр, освобожденный святым из рабства и оставшийся его слугой. Хорошим детям Sinterklaas дарит сласти и игрушки, а плохих забирает в Испанию. Учитывая образ испанца, сложившийся в Нидерландах, это путешествие отнюдь не воспринималось как каникулярная поездка на пляжи Андалузии.
Знакомый нам образ Санта Клауса - американского производства. Образ существа, приносящего на Рождество подарки, приехал в Америку вместе с иммигрантами из Европы. Выглядел он то как настоящий епископ в митре и с посохом, то как голландский моряк в зеленой куртке и с длинной трубкой. В 1821 году было напечатано стихотворение Клемента Кларка Мура "Ночь перед Рождеством". В нем впервые появляется образ добродушного старика с седой бородой, одетого в отделанную белым мехом красную шубу и ездящего на санках, запряженных летающими оленями. Возможно, эту деталь Муру подсказали финские легенды о "Старике Зиме", который вместе со снегом спускается с гор на оленьей упряжке. Мур принадлежал к группе зажиточных нью-йoркцев (в их числе был и Вашингтон Ирвинг), которая хотела сделать Рождество семейным праздником, а не пьяной гулянкой на улицах - отсюда и акценты, расставленные в стихотворении. Через сорок лет в Северной Америке началась гражданская война. Карикатурист Томас Наст решил использовать Санта Клауса для агитации за северян. В его рисунках, появлявшихся в журнале Harper's, Санта Клаус раздавал лакомства солдатам северян и утешал детей в тылу. Дети южан, естественно, тоже хотели конфет, но Санта Клаус объяснял, что из-за войны он не может к ним добраться. К концу войны образ Санта Клауса с его телескопом, в который он может увидеть любого ребенка и книгой, где записаны все добрые и плохие дела детей, можно сказать, выкристаллизовался. Однако его внешний вид все еще не был похож на знакомый нам. В 1920-х годах компания "Кока-Кола" провела рекламную кампанию, признанную одной из самых успешных в истории. Именно художник Hаddon Sundblom, к которому обратилась компания, нарисовал Санту таким, каким он и остался поныне.
Другую метаморфозу, внутренную, не так просто датировать. Но к 70-80-м годам ХХ века Санта Клаус из строгого судьи, раздающего всем по заслугам, превратился в символ щедрости, прощения и обновленной надежды. Он позволяет родителям проявлять эти стороны своей любви к детям на Рождество, с тем, чтобы в остальные дни года они воспитывали в детях бережливость, самоконтроль и чувство ответственности.
http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=mith;action=display;num=1133622673