Напомним, что с 14 по 26 февраля 2004 г. на военно-воздушной базе ВВС Индии Гвалиор (Gwalior) было проведено совместное индийско-американское учение под кодовым наименованием Cope India 2004 (дословно ? ?индийское сражение?). С американской стороны в нем приняли участие шесть истребителей F-15C ?Игл? (Eagle) из состава базирующейся на военно-воздушной базе Элмендорф (Elmendorf) 19-й эскадрильи 3-го авиакрыла ВВС США, самолет-заправщик и транспортный самолет C-5 ?Гэлакси? (Galaxy) из состава 60-го авиатранспортного крыла. Всего в Индию прибыло около 130 американских военнослужащих под командованием полковника Грега Ньюбека (Greg Neubeck).
ВВС Индии представляли на Cope India 2004 истребители-бомбардировщики МиГ-27М ?Бахадур? (Bahadur), истребители МиГ-21?Бизон? (Bison), МиГ-29, ?Мираж? 2000H и Су-30К.
На этот же раз строевые пилоты ВВС США были непосредственно ?допущены к телу? уникального самолета ? они смогли ознакомиться с бортовым оборудованием, надолго засиживаясь в кабинах ?сушек?. Официальные представители Пентагона особо подчеркивали, что ?данный аспект этого учения является совершенно новым для нас. Все американские пилоты очень рады представившейся возможности?.
Итог учений известен. Согласно официальным заявлениям представителей ВВС США, индийские летчики выиграли почти три четверти всех поединков. Так, например, генерал Хал Хомбург (Hal Homburg), возглавляющий боевое авиационное командование (Air Combat Command) ВВС США, заявил: ?Мы не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать. F-15 является основным нашим самолетом для завоевания превосходства в воздухе, и поэтому неожиданные победы индийцев на русских самолетах стали по-настоящему отрезвляющим душем для многих?. Причем и этот и другие американские генералы в качестве некоторого оправдания такого провала своих подчиненных поспешили заявить, что проиграли они де самому новейшему российскому самолету ? Су-30МКИ! Хотя мало-мальски подготовленный специалист без труда определит, что на фотографиях, сделанных во время этих учениях, изображен именно Су-30К.
Самым неожиданным для американских летчиков оказался, однако, не сам факт проигрыша ?по очкам?, а то, что они проигрывали дуэли на дальних дистанциях. Ведь до сих пор, еще со времен Вьетнама, американские военные были твердо убеждены в том, что благодаря своим ракетам и бортовым РЛС в бою на дальних дистанциях им нет равных в мире. Исключение делалось, да и то с натяжкой, только для ВВС Советского Союза. И тут на тебе ? какие-то индусы условно ?завалили? лучшие американские строевые истребители не только в ближнем бою, но и в схватках на дальних дистанциях!
Немного подумав, ?янки? списали все на новую российскую управляемую ракету ?воздух?воздух? РВВ-АЕ. По утверждению американских авиационных специалистов, якобы только благодаря наличию на Су-30К этих ракет индийские летчики смогли раньше производить условные ?пуски?, не оставляя никаких шансов F-15C. Тезис довольно спорный, поскольку известно, что ракеты РВВ-АЕ не входят в состав вооружения Су-30К, участвовавших в Cope India 2004, ? в Индию они поставляются только для более поздних Су-30МКИ. Кстати, именно на РВВ-АЕ ?свалили? свои проигрыши и австралийцы, участвовавшие на F/A-18A/B ?Хорнет? (Hornet) в учебных боях против малазийских МиГ-29Н. А ведь малазийские летчики также пока не имеют таких ракет, хоть они и ?прописаны? в составе вооружения модернизированных МиГ-29Н.
Спустя полгода, в августе 2004 г., индийские летчики совершили ответный визит в США и приняли участие в учениях ВВС НАТО под кодовым наименованием Cooperative Cope Thunder 2004, проводившихся на территории военно-воздушной базы ВВС США Элмендорф на Аляске. На этот раз индийскую сторону представляли другие самолеты ? четыре истребителя-бомбардировщика ?Ягуар? (Jaguar), самолет-заправщик Ил-78МКИ и два транспортных самолета Ил-76МД. Перед ?полукругосветным? перелетом с посадками в Катаре, Египте, Португалии и Канаде группа технических специалистов британской компании BAE Systems побывала в Индии и проверила готовность ?Ягуаров? к столь дальней ?командировке?.
Несмотря на заявления индийских генералов, сделанных еще во время Cope India 2004, Су-30 на Аляске не появились. В результате, натовские летчики остались ?не битыми? и не опозорились еще раз на весь свет, поскольку ?Ягуар? ? это не только не Су-30К, но и вообще не истребитель. Поэтому отрабатывать на нем задачи по завоеванию превосходства в воздухе бессмысленно. Почему индийские Су-30 не полетели на Аляску доподлинно неизвестно. Бытует мнение, что американское командование могло попросить индийцев не направлять ?сушки?, дабы весь блок НАТО в лице своих летчиков не ударил снова лицом в грязь.
Владимир Щербаков
Полный вариант статьи можно найти в журнале "Взлёт" ?2/2005 (стр. 36-37)
http://www.take-off.ru/asp/page000042