Менеджер Кими Райкконена Дэвид Робертсон дал весьма откровенное и интересное интервью сайту F1.com. Главная тема ? Кими Райкконен. Весьма высокая эмоциональность Робертсона скорее всего связана с тем, что журналист поговорил с Дэвидом на церемонии вручении призов FIA.
Дэвид, вместе с Кими вы проделали очень большой путь. Каково это для вас обоих: получить долгожданный титул и трофей?
Честно говоря, тех слов, которые есть у меня в распоряжении, не хватит для того, чтобы описать это чувство. Так кажется мне и Стиву. Мы пребываем в состоянии экстаза и до сих пор улыбаемся. Подумать только, несмотря на два схода из-за механических проблем, у него это получилось: Кими выиграл больше всего гонок и прошел больше всего быстрых кругов. В 2003-м мы были очень близки к титулу и тогда Кими стал бы самым молодым чемпионом в истории. В 2005-м огромное количество поломок - я даже не могу их всех вспомнить - ему вновь помешало. Иногда казалось, что ему никогда не суждено стать чемпионом, так что, когда он наконец-то добился этого, ощущение было просто непередаваемым. Как все знают, если бы не надежность автомобилей, Кими был бы сейчас трехкратным чемпионом.
Кими сообщил, что ничего не изменится. Он по-прежнему останется тем же самым пилотом. Однако все должно быть по-другому сейчас, когда он уже стал чемпионом и не должен доказывать, что способен выиграть титул?
Я уверен, что он говорит то, о чем думает - и он на самом деле такой. Он всегда имеет в виду именно то, о чем говорит - для этого парня не существует полутонов и намеков. Но в случае с обыкновенным человеком, я бы с вами согласился: он бы почувствовал, что с его плеч свалился огромный груз.
Как вы встретились с Кими? Как вы оказались убеждены, что у него есть задатки для будущего величия?
Мы встретились, после того, как о нем упомянул известный парень - Питер Коллинз (бывший руководитель команды Benetton, совладелец Lotus в 90-х, нынешний менеджер Витантонио Лиуцци и большой специалист по звездам картинга, - прим. редактора). Питер рассказал нам о парнишке, который выступал на более медленном карте, чем остальные, но всегда оставался на уровне. Он также сообщил, что на мокрой трассе этот гонщик - великолепен. Стив и я организовали для пилота испытание и он был невероятен, и это мягко говоря. Казалось, как будто он мог заставить машину разговаривать. Я знаю, это звучит довольно банально, но такова правда. Стиву он напомнил лучших гонщиков, с которыми он боролся - таких как Шумахер и Хаккинен (Стив Робертсон сделал очень неплохую карьеру в младших Формулах, в 1990-м финишировал третьим в Британской Ф3, уступив Мике Хаккинену и Мике Сало, - прим. ред.). Кими контролировал машину настолько хорошо, что я такого раньше и не видал. С первого момента, когда мы с ним встретились, мы словно попали на крючок. Мы очень доверяли ему, и, если хотите, он стал нам как родственник, член семьи. Мы его очень любим. Для меня он превратился еще в одного сына, а для Стива - в брата. Когда мы ему присылаем открытки, мы подписываем их: ?От семьи из Британии?. Вы знаете, мне нравится осознавать, что он воспринимает нас именно так. Конечно, нельзя сказать, что его настоящие родители не поддерживают его на 100%, поскольку без них его бы не было в Формуле-1. Они просто прекрасные люди. С ними тоже все просто: они имеют в виду именно то, что говорят; они не темнят и не используют обходных маневров. Очень простые и приятные люди. Они очень многим пожертвовали, чтобы дать возможность своему сыну заниматься его любимым делом.
Кими не сделал ни единой ошибки при выборе карьерного пути - каждая команда позволяла ему добиться прогресса. Какова его роль в принятии подобных решений? Или выбор он полностью доверяет вам?
Он уважает наше мнение, мы принимаем решения вместе. Конечно, не стоит даже и обсуждать то, что переход в Ferrari был оправдан. В конце концов, именно в этой команде хотят оказаться все пилоты в пелетоне на определенном этапе их карьер.
Но после того, как несколько ключевых сотрудников покинули команду после отставки Михаэля Шумахера, присоединение к команде Ferrari выглядело большим риском. Вы, наверное, верили, что при таких обстоятельствах в итальянской команде Кими будет выступать в 2007-м успешнее, чем если бы он продолжил карьеру в McLaren или направился в Renault?
Да, в отличие от других людей, мы полагали, что у команды есть глубинная сила. Единственный человек, который имел критически важное значение - Жан Тодт. Я не встречал никого, кто работал бы настолько много. Если бы его не было в команде, все обернулось бы по-другому. Как и в случае с любым другим великим лидером, его подход к работе буквально заражает - все люди, которые там работают, чувствуют единение и идут за своим лидером. В команде чувствуется невероятная, ни с чем не сравнимая страсть. Поверьте мне, не существует других причин, почему Ferrari является именно такой командой - кроме страсти, которая находится внутри и распространяется на каждого сотрудника, который работает на заводах команды. Итальянцы - очень гордая нация и они полностью поддерживают своих пилотов и команду.
Кими называют ?ледяным человеком? и он в команде, которая известна своей эмоциональностью. Как такая комбинация могла сработать?
Вы правы. Кими не из тех, у кого душа нараспашку и особенность его характера, стала одной из черт, которая очень сильно привлекла Ferrari. Они подумали, что Кими - другой. В конце концов, он Кими, а не Михаэль. Но это не привело к возникновению особого различия - Кими уже очень нравится своей команде. Он никогда не жалуется, никогда не придумывает себе оправданий и продолжает заниматься делом. Иногда он сам допускает ошибки и по этой причине просто не может винить других членов команды за их просчеты. Я помню, как Рон Деннис однажды сказал: ?Мы убираем этого парня из гоночной команды, так как именно из-за него возникла проблема?. Кими немедленно сказал, чтобы Деннис не трогал его команду инженеров и механиков, так как ошибка не была совершена намеренно и человеческий фактор присутствует всегда. Посоветовал оставить их в покое. Именно таков Кими и многие в McLaren до сих пор любят его за это. И это именно та причина, по которой он нравится всем в Ferrari.
Кими - чемпион мира, а у Ferrari - Кубок конструкторов. Все, наверное, на седьмом небе от счастья. Если отставить в сторону празднования, как, в целом, прошел сезон? Когда Кими присоединился к Ferrari многие посчитали, что в команде, которая была так сильно сконцентрирована на Шумахере, любому преемнику пришлось бы тяжело.
Мне кажется, что когда дело касается прессы, они используют свою собственную точку зрения, которая, чаще всего, очень сильно отличается от правды. Конечно, Михаэль был очень важен для Ferrari, но в команде работало столько людей, которых можно назвать невоспетыми героями. Шумахер был прекрасным пилотом, но Ferrari - великая команда. Многие люди превозносят важность определенных фигур и забывают, что речь идет о команде, которую построил не какой-нибудь Джек, а Жан Тодт. Михаэль был частью этой команды, а не единственной причиной их успеха. Команда невероятно хорошо приняла Кими, когда они начали работать вместе. Коллектив приложил все усилия, чтобы Кими чувствовал себя как дома и помог преодолеть все сложности, связанные с новыми покрышками и новой командой инженеров и механиков.
Снова возвращаясь к ключевой гонке в Бразилии, каково было эмоциональное состояние Кими? Вы разговаривали с ним об этом?
Нет сомнений, он был на седьмом небе от того, что смог добиться победы. Мы были так горды им во время интервью, которые раздавали после гонки. Он идеально справился с этим, даже и улучшить ничего нельзя. Причем, с Кими ты всегда знаешь, что он действительно говорит правду. Именно поэтому команда была так рада, теперь они знают, каков он. Команда понимает, что он никогда не шевелит губами. То, что он говорит, идет от самого сердца.
Апелляция McLaren на результат гонки в Бразилии оставил чемпионат открытым почти на четыре недели. Как Кими пережил этот период?
Если вы знакомы с Кими, мы заметите, что у него очень уникальная философия. Он никогда не волнуется по поводу тех вещей, которые не в состоянии изменить. Это еще одна его сильная сторона. Я помню, как читал книгу, которая советовала перестать волноваться и начать жить. После того, как я узнал Кими, я подумал, что он и сам мог бы написать ее. Для него эта черта естественна.
Кими, как и Джеймс Хант, имя которого он иногда использует, известны как любители весьма бурного отдыха. Насколько вы пытаетесь контролировать это? Считаете ли вы, что как профессионал он сам определяет границы дозволенного?
И в этом случае, благодаря прессе о некоторых событиях сообщают неправильно. И тогда оказывается, что его стиль жизни, мягко говоря, отличается от правды. Он молодой человек и ему нравятся вечеринки - это факт. Но никогда, я подчеркиваю, никогда он не допустит, чтобы это смешивалось с его работой. Он профессионал, он всегда предпринимает все усилия, чтобы быть в прекрасной форме во время тестов или во время гоночных уик-эндов. Мне никогда не приходилось заострять внимание на этом - мы ему полностью доверяем. Когда он участвовал в гонках на снегоходах, он использовал имя Джеймса Ханта, чтобы избавиться от прессы, но если в этом году он выберет подобное прозвище придет целая толпа.