Автор Тема: В болотах Мещеры и не только... (о древних церквях)  (Прочитано 39211 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

IgRU

  • Гость
Тему откопал, думаю будет интересно =))

Легенды гласят, что до революции в центре мещерских болот было поселение. Потом люди то ли сами ушли, то ли их выгнали вояки, но факт существования церкви посреди лесов есть, и она даже обозначена на картах.

Не поверил. Нашел карту лист N 37-8. На карте есть... В тырнете даже нашел фотографию...

1. Карта. Красный круг - означенная церковь. Добраться можно двумя путями, по красным точкам из Шатуры, и по синим из Костерево. Если идти из Костерева, синим кругом обведено болото, которое придется форсировать.

2. Собстна церковь.

Сабж: у кого нить есть ишо какая инфа по этому поселению?
« Последнее редактирование: 05.04.07, 10:37:18 от IgRU »


Оффлайн SEWA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #21 : 12.03.07, 15:56:30 »
Да, отчет на ура!
Кстати, карта этой местности у меня есть 1:500 (пятисотметровка ГШ). Староватая правда, да вряд ли там че-то изменилось. В тех краях еще церковь есть, тоже разрушенная - в урочище Селищи - Илкодино, там и остатки полигона. На карте они не обозначены. Можно туда смотаться - подальше правда будет, ну ничего, не впервой ведь!
.

Оффлайн SEWA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #22 : 12.03.07, 15:59:48 »
Кладбище-то старое там? Это же не просто ццерковь - это погост! А что восстанавливать ее будут -это не слухи, а реальность - видел шатурские газеты.

IgRU

  • Гость
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #23 : 12.03.07, 16:21:41 »
Да, отчет на ура!
Кстати, карта этой местности у меня есть 1:500 (пятисотметровка ГШ). Староватая правда, да вряд ли там че-то изменилось. В тех краях еще церковь есть, тоже разрушенная - в урочище Селищи - Илкодино, там и остатки полигона. На карте они не обозначены. Можно туда смотаться - подальше правда будет, ну ничего, не впервой ведь!
.

Пятисоточка - это хорошо

дай квадрат Селищи или привязку к местности

IgRU

  • Гость
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #24 : 12.03.07, 16:22:56 »
Кладбище-то старое там?

1902 год. Там две могилы осталось

А что восстанавливать ее будут -это не слухи, а реальность - видел шатурские газеты.

а для кого?

Оффлайн Ю. В.

  • VIP
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8175
  • Пол: Мужской
  • Пан Дохтур
    • Просмотр профиля
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #25 : 12.03.07, 17:48:39 »
А что восстанавливать ее будут -это не слухи, а реальность - видел шатурские газеты.

а для кого?
[/quote]

Туда бы монахов поселить, чтоб молились в уединении, вдали от мирской суеты.

А кстати, почему там деревни вымерли? Лесные пожары? Или ещё что?
«Вы обязаны назначить нам лечение, но мы лекарства пить не будем — они вредные, но чтобы у нас всё к утру прошло, иначе мы в прокуратуру пожалуемся» (с)

Оффлайн SEWA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #26 : 12.03.07, 18:41:03 »
А что восстанавливать ее будут -это не слухи, а реальность - видел шатурские газеты.

а для кого?

Туда бы монахов поселить, чтоб молились в уединении, вдали от мирской суеты.

А кстати, почему там деревни вымерли? Лесные пожары? Или ещё что?
[/quote]

Церковь Рождества Христова в Илкодино построена в 1841 году по инициативе помещика Александра Константиновича Поливанова. Церковь кирпичная, она похожа на куриловскую, но уступает ей по размерам. Расписывал церковь крепостной художник помещика Поливанова. Им были сделаны копии с итальянских оригиналов. Особый интерес представляла копия с картины, изображающей бичевание Иисуса Христа, привязанного к столбу. По окончании работ крепостной художник был отпущен на волю. Само село Илкодино было большое. В 1705 году там насчитывалось 45 дворов, в 1905 ? 89 дворов, а в 1931 году ? 193 двора и 824 жителя! В нем проводились ярмарки, имелись постоялый двор, торговые и питейные заведения. Находясь на большой дороге у реки Поли, Илкодино имело хорошую перспективу развития. (Использована информация "Дозорной книги" В.М.Казакова).

Вот еще некоторые данные об Илкодино из "Дозорной книги" В.М. Казакова:

СЕЛО ИЛКОДИНО

На старой Коломенской дороге, у реки Поли, в пятидесяти пяти верстах от древнего града Владимира и в сорока пяти верстах от Шатуры, располагалось село Илкодино. До 1843 года оно было деревней и приписывалось к церкви Пустопольского погоста, от которого находилась в двенадцати верстах. До Смутного времени ? начала XVII века ? деревня входила в Польскую волость стана Ловчего Пути. Эти волости принадлежали Московскому великому князю (царю) и платили дань не с тягла, а с охотничьих, бортных и рыбных промыслов. Ловчий Путь ? это ведомство княжеской охоты. Стан Ловчего Пути упоминается Дмитрием Донским в духовной грамоте 1389 года. На старинной, важной и оживленной Владимирской дороге деревня Илкодино занимала очень выгодное положение: она находилась в пятидесяти верстах от Владимира ? то есть как раз на таком расстоянии, проехав которое, нужно было дать отдых лошадям или сменить их. Деревня располагалась на суходольной гриве между Клязьмой и Полей, возвышающейся над болотистой округой. В Илкодине проезжие люди останавливались на отдых, а следующей по пути в Коломну станцией было село Тугалес ? в пятидесяти верстах, далее ? Середняки. Расположение деревни на большом тракте имело и свои минусы: со времен ордынского нашествия Илкодино много раз было разорено, но упорно возрождалось из пепла. Но в связи с отводом земель под военный полигон в пятидесятых годах всех его жителей со своими домами вынудили переселиться в другие места.

И в настоящее время на месте села осталась лишь одна сторожка с двумя жителями да развалины когда-то Красноукрашенного каменного храма Рождества Христова.

Теперь на этом месте нет ничего. Погуляв по опушке соснового леса и по бывшему фруктовому саду, можно обнаружить в земле свидетельства прежней крестьянской жизни.

Вот так :(
  Cреди бесконечных лесов и болот нынешнего Шатурского района дороги иногда сходятся на больших безлесных полянах, которые здесь называют урочищами. Селищи, Мишунино, Борисово, Илкодино, Курилово, Баженово... Все это бывшие села, которые в 50-х годах советская власть попросту ликвидировала из-за строительства военного полигона - как говорят, "иногда снаряды стали залетать в огород". Сегодня тут нет ни сел, ни полигона, лишь покосы, старые лесные дороги и тропы, которыми рыбаки добираются к реке Клязьме.

Церковь тоже сильно пострадала. Сохранились лишь малые фрагменты настенной росписи, колокольня почти полностью разрушена (по воспоминаниям жителей бывшего села Илкодино, колокольня была взорвана местным начальством). Тем не менее, церковь производит впечатление.

Поле, на котором стояло село, находится неподалеку от церкви, к северо-востоку. Остановитесь посередине этого огромного заброшенного пространства, закройте глаза и представьте себе дома, дворы, колодцы, и жителей этих мест - некогда большого и богатого села Илкодино... Вернутся ли сюда когда-нибудь люди? (с сайта Геокэшинга)




Оффлайн SEWA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #27 : 12.03.07, 18:44:11 »
Вот одна из старых карт

Оффлайн shpil'ka

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 124
  • Карма: 181
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #28 : 14.03.07, 14:14:56 »
"Теперь на этом месте нет ничего. Погуляв по опушке соснового леса и по бывшему фруктовому саду, можно обнаружить в земле свидетельства прежней крестьянской жизни."

Как интересно..... бью копытцем!

За то что мне любовь твоя
Была порой нужнее хлеба...
За то, что выдумала я
Тебя таким, каким ты не был... (с) Е. Стюарт

IgRU

  • Гость
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #29 : 14.03.07, 14:59:00 »
"Теперь на этом месте нет ничего. Погуляв по опушке соснового леса и по бывшему фруктовому саду, можно обнаружить в земле свидетельства прежней крестьянской жизни."

Как интересно..... бью копытцем!



О педали рыжего друга...?

Ты с нами?

IgRU

  • Гость
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #30 : 21.03.07, 12:53:45 »
Итак, ТРОИЦА-ЧИЖИ

Воскресение, 25 марта, электропоезд из Фрязево на Электрогорск 9.44

Вид передвижения - любой (там всего 7 км, не потеряемся)

Место встречи (для альтернативных способов передвижения) у церкви

Координаты (WGS84): N55.68733, E38.58319

Связь: 25.03.07 9.30-15.30 27 МГц канал D30e позывной "Рубин"

« Последнее редактирование: 21.03.07, 14:19:11 от IgRU »

Оффлайн IL

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6299
  • Карма: 428
  • Пол: Мужской
  • Балаган и море пафоса
    • Просмотр профиля
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #31 : 21.03.07, 17:34:43 »
Итак, ТРОИЦА-ЧИЖИ
Воскресение, 25 марта, электропоезд из Фрязево на Электрогорск 9.44
Вид передвижения - любой (там всего 7 км, не потеряемся)
Лучше так: Сталь - Фрязево - Казанское - д. Казанское (мимо церкви) - д. Власово (через шлагбаум) - по просеке (через болотце-речку).
Обратно можно на автобусе до Фрязево, идет и ППосада с заходом во все деревни.

Оффлайн IL

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6299
  • Карма: 428
  • Пол: Мужской
  • Балаган и море пафоса
    • Просмотр профиля
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #32 : 21.03.07, 17:54:04 »
*

IgRU

  • Гость
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #33 : 26.03.07, 07:36:35 »
А мы съездили, не без приключений и не навелах, но съездили, и ещё до одной церкви добрались =))

К слову сказать, на велосипедах там было делать нечего... Болото...

Да и на той Ниве, на которой поехали с асфальта тоже не надо было съезжять =)) Но спасибо Азимуту с Экстремальщиками - выручили!!!

Отчет как только сожму фотки

Оффлайн SEWA

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 8
  • Карма: 0
    • Просмотр профиля
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #34 : 27.03.07, 14:30:58 »
Да, съездили не без приключений... Теперь зализываем раны...

Вот что я нашел про эту церковь в газете Паволово-Посадкие известия:

По просьбе читателей


ТРОИЦЕ-ЧИЖИ


По преданию, Нестор, староста артели плотников, завершив сооружение последнего храма на Спасском Чижском погосте, что в Карелии, бросил в озеро свой топор в знак того, что лучше построить что-либо ему не придется. И мы с этим согласны: деревянные храмы о. Кижи - памятник архитектуры мирового значения, но, оказывается, Кижи имеются и у нас под Москвой, в Павлово-Посадском районе. Чижи, Троице-Чижи, Троицко-Чижский погост - так в старинных документах именуется это место, что расположено недалеко от деревни Часовня по направлению к реке Дрезна, к местному кладбищу. На этом кладбище на возвышенном месте и стоит полуразвалившаяся каменная церковь во имя Святой Троицы. Название храма связано не с обилием чижей в этом округе. "Чижи" расшифровывается как фино-язычное "Кижи" и в переводе означает "остров игрищ". "Игрищами" наши предки - славяне называли ритуальное действие древних язычников "карел, мэри, чуди", которые в глубокую старину проживали на территории нынешнего Павлово-Посадского района. На этом ритуальном месте - "капище", удаленном от окружающих деревень, по преданию произошло явление Святой Троицы, а также здесь находится святой целебный источник. Наши предки сначала построили неказистый деревянный храм, было это, очевидно, не позднее 14 столетия, ибо к этому периоду на территории нашего района относятся последние языческие курганы. Первое же документальное упоминание о погосте, что в Чижах, относится к 1628 году, когда после смутного времени Российским государством правил первый из династии Романовых - царь Михаил Федорович.
В 1789 году на месте обветшавшей деревянной церкви был построен новый каменный храм во имя Святой Троицы. Сооружали его крестьяне своими силами и на свои средства, а вблизи добывали глину, и делали из нее кирпич. Тяжело было крестьянам, им приходилось платить натуральный оброк, кроме того, обрабатывать государеву пашню, выполнять различные работы для царского двора, а обитали они в тесных избах. Но в душе русского крестьянина извечно жила неистребимая вера в Бога. Люди всем миром воздвигали церкви, вкладывали в них свой талант и умение золотых рук, во вдохновенном труде они находили радость. Каменное сооружение первоначально представляло собой "четверик", перекрытый сомкнутым сводом, "четверик" был украшен профилированными карнизами, "лопатками" по углам и скромными наличниками, а рядом стояла непритязательная колокольня. Погост в Чижах длительное время был обитаем. В 1859 году при церкви стояли три двора церковного притча, в которых проживали 11 человек. В 1865 году при храме было три церковнослужителя, священник с высшим духовным образованием, дьякон и пономарь. Первый окончил Перервинское, а второй - Коломенское духовное училище. Сам священник, как сказано в церковной прописи, "обучались в Московской духовной семинарии наукам богословским, математическим, историческим, философским, словесным, языкам - латинскому, греческому, немецкому и европейскому".
Во второй половине 19 столетия при Троицкой церкви было земли пашенной, сенокосной, усадебной и приусадебной 86 десятин, 2166 квадратных саженей, строевого и дровяного леса 135 десятин. К ней были приписаны окрестные деревни Власово, Малыгино, Семеново, Аверкиево, Бразуново, Часовня.
Церковь была однопрестольной и маловместительной, в двунадесятые и другие большие праздники многие прихожане стояли во время богослужения снаружи. Народ был здесь, в основном, бедный, церковных сумм едва хватало на ремонт. Господь вложил мысль о расширении храма в сердца братьев Федора и Степана (ставшего церковным старостой) Емельяновых-Подкопаевых из деревни Малыгино. Не жалея своих средств, они задумали устроить в Троицко-Чижевском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Настоятель храма о. П.М. Нехотенов 30 января 1889 года сказал слово при освещении придела епископом Можайским Александром и настоятелем храма с. Казанское о. С.В. Виноградовым. Во всех деревнях прихода насчитывалось тогда 129 крестьянских дворов. Церковный доход за венчание, крестины, поминание, молебны, за ниспослание дождя и молебны против засухи менялся, в частности, поступало всего 80-90 рублей, а праздники и крестные ходы дают наиболее значительную часть пожертвований. Крестный ход с Иерусалимской Божией Матерью по всему приходу дал сбор в 100 рублей 40 копеек, почти с каждого дома по рублю.
По данным 1911 года, постоянных жителей не было, но в 1926 году место снова упоминается, как населенное, несомненно, благодаря тому, что погост был обитаем и сохранилась поляна с языческих времен до наших дней, не заросла лесом. Отметим, что иконостас этой церкви, находится в Глинской пустыне, часть икон и богослужебной утвари - в Казанском храме с. Казанское, а паникадило находится в церкви Михаила Архангела во Фрязево. Вот такова история Троице-Чижей.
Сведения предоставлены городским краеведческим музеем (по материалам историков-краеведов Андрианова и Гробилина).
20.06.2001


Написать отзыв

 
 

 

Оффлайн Wizard

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1856
  • Карма: -3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #35 : 27.03.07, 17:26:34 »
Рядом с церковью есть 2 огромные липы, они даже на выложенных здесь снимках хорошо видны.
Где-нибудь встречали упоминание, когда они были посажены? Во время строительства? Или раньше?По виду им как минимум лет 200-300.

IgRU

  • Гость
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #36 : 28.03.07, 10:48:26 »
Итак, короткий фотоотчет Троица-Чижи

Длороги были разными, и, несмотря на раннюю весну, ещё лежит снег

Первый взгляд на церковь, как всегда неприметна

IgRU

  • Гость
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #37 : 28.03.07, 10:52:57 »
Вид церкви с разных сторон

IgRU

  • Гость
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #38 : 28.03.07, 10:56:12 »
Элементы

IgRU

  • Гость
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #39 : 28.03.07, 10:56:59 »
Элементы

IgRU

  • Гость
Re: В болотах Мещеры
« Ответ #40 : 28.03.07, 11:02:19 »
Долгая дорога домой...

Хочу выразить огромную благодарность Мишане, Алексейчику, Крохе (СТК =Азимут=) и Женьке (=Экстремальщики=) за спасение!!!