Да, съездили не без приключений... Теперь зализываем раны...
Вот что я нашел про эту церковь в газете Паволово-Посадкие известия:
По просьбе читателей
ТРОИЦЕ-ЧИЖИ
По преданию, Нестор, староста артели плотников, завершив сооружение последнего храма на Спасском Чижском погосте, что в Карелии, бросил в озеро свой топор в знак того, что лучше построить что-либо ему не придется. И мы с этим согласны: деревянные храмы о. Кижи - памятник архитектуры мирового значения, но, оказывается, Кижи имеются и у нас под Москвой, в Павлово-Посадском районе. Чижи, Троице-Чижи, Троицко-Чижский погост - так в старинных документах именуется это место, что расположено недалеко от деревни Часовня по направлению к реке Дрезна, к местному кладбищу. На этом кладбище на возвышенном месте и стоит полуразвалившаяся каменная церковь во имя Святой Троицы. Название храма связано не с обилием чижей в этом округе. "Чижи" расшифровывается как фино-язычное "Кижи" и в переводе означает "остров игрищ". "Игрищами" наши предки - славяне называли ритуальное действие древних язычников "карел, мэри, чуди", которые в глубокую старину проживали на территории нынешнего Павлово-Посадского района. На этом ритуальном месте - "капище", удаленном от окружающих деревень, по преданию произошло явление Святой Троицы, а также здесь находится святой целебный источник. Наши предки сначала построили неказистый деревянный храм, было это, очевидно, не позднее 14 столетия, ибо к этому периоду на территории нашего района относятся последние языческие курганы. Первое же документальное упоминание о погосте, что в Чижах, относится к 1628 году, когда после смутного времени Российским государством правил первый из династии Романовых - царь Михаил Федорович.
В 1789 году на месте обветшавшей деревянной церкви был построен новый каменный храм во имя Святой Троицы. Сооружали его крестьяне своими силами и на свои средства, а вблизи добывали глину, и делали из нее кирпич. Тяжело было крестьянам, им приходилось платить натуральный оброк, кроме того, обрабатывать государеву пашню, выполнять различные работы для царского двора, а обитали они в тесных избах. Но в душе русского крестьянина извечно жила неистребимая вера в Бога. Люди всем миром воздвигали церкви, вкладывали в них свой талант и умение золотых рук, во вдохновенном труде они находили радость. Каменное сооружение первоначально представляло собой "четверик", перекрытый сомкнутым сводом, "четверик" был украшен профилированными карнизами, "лопатками" по углам и скромными наличниками, а рядом стояла непритязательная колокольня. Погост в Чижах длительное время был обитаем. В 1859 году при церкви стояли три двора церковного притча, в которых проживали 11 человек. В 1865 году при храме было три церковнослужителя, священник с высшим духовным образованием, дьякон и пономарь. Первый окончил Перервинское, а второй - Коломенское духовное училище. Сам священник, как сказано в церковной прописи, "обучались в Московской духовной семинарии наукам богословским, математическим, историческим, философским, словесным, языкам - латинскому, греческому, немецкому и европейскому".
Во второй половине 19 столетия при Троицкой церкви было земли пашенной, сенокосной, усадебной и приусадебной 86 десятин, 2166 квадратных саженей, строевого и дровяного леса 135 десятин. К ней были приписаны окрестные деревни Власово, Малыгино, Семеново, Аверкиево, Бразуново, Часовня.
Церковь была однопрестольной и маловместительной, в двунадесятые и другие большие праздники многие прихожане стояли во время богослужения снаружи. Народ был здесь, в основном, бедный, церковных сумм едва хватало на ремонт. Господь вложил мысль о расширении храма в сердца братьев Федора и Степана (ставшего церковным старостой) Емельяновых-Подкопаевых из деревни Малыгино. Не жалея своих средств, они задумали устроить в Троицко-Чижевском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Настоятель храма о. П.М. Нехотенов 30 января 1889 года сказал слово при освещении придела епископом Можайским Александром и настоятелем храма с. Казанское о. С.В. Виноградовым. Во всех деревнях прихода насчитывалось тогда 129 крестьянских дворов. Церковный доход за венчание, крестины, поминание, молебны, за ниспослание дождя и молебны против засухи менялся, в частности, поступало всего 80-90 рублей, а праздники и крестные ходы дают наиболее значительную часть пожертвований. Крестный ход с Иерусалимской Божией Матерью по всему приходу дал сбор в 100 рублей 40 копеек, почти с каждого дома по рублю.
По данным 1911 года, постоянных жителей не было, но в 1926 году место снова упоминается, как населенное, несомненно, благодаря тому, что погост был обитаем и сохранилась поляна с языческих времен до наших дней, не заросла лесом. Отметим, что иконостас этой церкви, находится в Глинской пустыне, часть икон и богослужебной утвари - в Казанском храме с. Казанское, а паникадило находится в церкви Михаила Архангела во Фрязево. Вот такова история Троице-Чижей.
Сведения предоставлены городским краеведческим музеем (по материалам историков-краеведов Андрианова и Гробилина).
20.06.2001
Написать отзыв