С 03 сентября по 13 ноября 2011 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина будет проходить выставка знаменитого испанского сюрреалиста Сальвадора Дали.
Всего на выставку из коллекции театра-музея Дали в Фигерасе привезут 158 единиц хранения, как это называется у музейщиков. 147 из них оригинальные работы художника, еще 10 — документальные фотографии плюс один видеофильм. Общая страховая оценка экспонатов — 120,9 млн евро. Об этом говорится в техническом задании к конкурсу на организацию выставки, информация о котором опубликована на сайте госзакупок 26 апреля. Предварительно сумма контракта оценивается более чем в 20 млн рублей.
Сходив в Пушкинский музей по 6 ноября, можно будет составить достаточно полное представление о творчестве Дали до 1960-х годов и некоторое представление о его жизни. В экспозиции будет «три больших раздела, посвященных живописи, графике и документальным материалам». «Особое внимание будет уделено уникальным стереометрическим и дизайнерским объектам, а также макетам и реконструкциям знаменитых работ Сальвадора Дали», — говорится в документе. Макеты и реконструкции вызывают наибольшее любопытство, но уточнить, о чем речь, оказалось невозможным.
Известно, что экспозиция будет построена по хронологическому принципу: ранний период творчества, период увлечения сюрреализмом, неоклассические эксперименты 1940—1950-х годов. Перечень экспонатов, которые привезут в Москву, еще будет утверждаться, как следует из техзадания, но скорее всего среди них будет немало известных и знаковых для Дали. Ведь музей в Фигерасе — это главный музей Дали, да еще и созданный им самим.
Художник работал над ним с 1961 по 1974 год и создал крайне причудливое пространство-лабиринт (здесь же он и упокоился — внутри одной из стен — в 1989 году). В Фигерасе хранятся, например, «Галарина» (1944—1945) и «Атомная Леда» (1949) с лицом музы Дали Галы; та же Гала, распавшаяся на множество частиц в «Сферической Галатее» (1952); таинственные «Исчезающие образы», где девушка может оказаться частью портрета Вермеера; знаменитый «Диван-губы»; ювелирная коллекция, созданная по фантастическим эскизам Дали, и многое другое.
В Москве, правда, вряд ли будут воссоздавать необычную атмосферу музея в Фигерасе с его несоответствием внешней и внутренней этажности и гигантскими белыми яйцами на крыше. По условиям конкурса дизайнерское решение экспозиции «должно быть сведено к минимальному вмешательству в архитектурное пространство выставочного зала».
В любом случае выставка наверняка вызовет ажиотаж. «Тиражная графика Дали бывала у нас часто, а если привезут оригинальную живопись, то выставка будет беспрецедентная, масштабнее не бывает, — отмечает художественный критик Фаина Балаховская. — Народ у нас очень любит Дали, к нему всегда выстраиваются очереди».
Скорее всего, повторится картина прошлой весны, когда в Пушкинском музее шла выставка другого великого художника XX века Пабло Пикассо. Экспозиция с незамысловатым названием «Пикассо. Москва» состояла более чем из двух сотен работ и охватывала все периоды творчества мастера. Перед этим столь масштабный «завоз» Пикассо случался в Москве еще при Хрущеве, поэтому неудивительно, что на выставку приходили по четыре тысячи человек в день — очередь огибала ограду, в ней приходилось стоять по несколько часов. (С)