Легенды о Петре и ФевроньиКакие тайны скрывают самые известные древнерусские влюбленные? Говорят, что древний Муром ? абсолютный мировой рекордсмен по числу святых на душу населения. 23 православных святых либо родились здесь, либо жили, либо княжили. Такого количества нет ни в одном городе мира.
Однако даже при всем ?обилии? святых имен, одна пара и стоит особняком, и почитается особо. 8 июля ? день самых романтичных и таинственных древнерусских супругов ? Петра и Февроньи. И несмотря на то, что история любви князя и крестьянки знакома практически каждому, легенд, преданий и недомолвок о влюбленных достаточно и по сей день. Какие же тайны хранят Петр и Февронья?
Крестьянка ли, богиня ли?
В литературных источниках не уточнялось какого рода была жительница рязанского села Ласково ? Февронья. Как-то принято было считать, что Февронья ? из крестьянской семьи. Однако в последнее время все чаще выдвигаются другие версии, по одной Февронью называют ведуньей, знахаркой, по другой ? чуть ли не языческой богиней.
? Прежде всего, не надо бросаться из крайности в крайность, ? считает старший научный сотрудник муромского музея Ольга СУХОВА, ? в русской культуре сплошь и рядом переплетены и дохристианские традиции, и православные нормы: что Троица, что праздник Преображения? Не надо судить однозначно: либо, либо! Или Февронья ? языческая колдунья, или ? православная святая. Скорее всего ? и того, и другого понемногу. Кстати, имя княгини могло происходить от имени древнегреческой богини Феронии ? покровительницы лекарственных трав. И главное. Не надо забывать, что житие Петра и Февронии ? авторский текст, написанный Ермолаем Еразмом, а потом правленный епископом Макарием и Иваном Грозным. Соответственно могли быть и влияние конъюнктуры исторического момента да и просто художественный вымысел.
Впрочем, у языческой версии есть ряд ?подтверждений?: например, ореховый куст, якобы выросший именно на том месте, где молилась о здоровье князя Февронья. Куст этот на Рязани существует до сих пор. Есть и обычай ? в день Петра и Февроньи вешать на его ветки разноцветные ленты и просить у покровителей влюбленных счастья в браке. Согласитесь, православием обычай как-то совсем не отдает?
Как бы то ни было, по преданиям, которые передаются из уст в уста уже более 800 лет, Февронья точно была выдающейся личностью. По одной из легенд, еще маленькой Февронья утверждала, что поедет венчаться в церковь летом, но по снегу на санях. Односельчане не спорили с дитем, ну не в себе ребенок? Каково же было их удивление, когда вместо жаркого летнего полдня накануне венчания красавицы с князем грянула снежная буря! И Февронья поехала-таки венчаться летом на санях?
Кстати, устраивать чудеса Февронья и впрямь была мастерица.
? Когда их изгнали из Мурома, ? рассказывает Ольга СУХОВА, ? Петру и Февронье пришлось несколько дней прожить на берегу Оки, ожидая, когда построят лодку. Петр сделал шалаш, в котором они и жили. Так вот на прощанье, якобы по велению Февроньи, в том месте, где они находились, одновременно забили 13 чистейших родников. Якобы эти родники сохранились вплоть до 19 века, и именно они стали первым в городе источником для водопровода: над ними, объединив, выстроили первую водонапорную башню.
Можно как угодно относиться к легендам. Однако один факт нельзя оспорить: характер Февроньи, даже как литературного персонажа, с одной стороны уникален, с другой ? традиционен. Красота, скромность, мудрость и смелость. Взяла и сама попросила князя взять ее замуж! Просто пушкинская Татьяна: ?Я к вам пишу, чего же боле??
Петр или Давид?
Фигура князя Петра не настолько таинственна. Историки даже предполагают реальный исторический прототип Петра ? князя Давида, княжившего в Муроме в 13 веке.
? В отдельных источниках указывается, что приняв перед смертью постриг, Петр и Февронья получили имена Давид и Евфросинья, ? поясняет Ольга СУХОВА, ? в других говорится наоборот ? были Давид и Евфросинья, стали Петр и Февронья. В принципе может быть, что князь и княгиня меняли имена дважды: сначала, приняв постриг, ? на Петра и Февронью, потом, приняв схиму, ? опять на Давида и Евфросинью. Так что очень вероятно, что князя Петра на самом деле звали в миру Давидом.
Ночной дозор
Зато доподлинно известно, что покровители влюбленных особенно почитались русскими царями. Например, с трепетом относился к ним царь Иван Грозный, именно в годы его правления история Петра и Февроньи была литературно оформлена. А сын Грозного Федор Иоаннович и вовсе неоднократно наведывался в Муром поклониться мощам. Вместе с женой Ириной они приезжали просить покровителей о детях, и, между прочим, выпросили. После визита в благодарность Ирина собственноручно вышила покров на гробницу святых. В благодарность от Федора, Ирины и новорожденной дочери Феодосии.
? Бытует мнение, что, дескать, во время революции мощи святых были похищены верующими, спасены от большевиков, ? говорит Ольга СУХОВА, ? а в музей якобы попали ?не те мощи?? Это вряд ли. Экспроприация проходила под дулом револьвера, и подходили к изъятию ценностей достаточно серьезно. Так что, вероятнее всего, мощи, хранившиеся в советские годы в музее и впоследствии переданные в монастырь, все же ?те?. Повторюсь, по-разному можно относиться к Петру и Февронье, но мне кажется не стоит проверять досконально, насколько предания совпадают с реальной историей? Для нас это идеальная реальность, символ.
Кстати, по сей день в Муроме живет еще одна легенда, записанная историком Александром Александровичем Епанчиным. О том, что каждую ночь в городском парке, разбитом на месте собора, собираются все святые муромские князья. Приезжают Константин, Михаил и Федор, им навстречу выходят Петр с Февроньей. После чего все усаживаются в карету и объезжают город. Охраняют его покой.
г.Владимир ? г.Муром
Из истории
К концу 1203 ? началу 1204 года Петр занял княжеский стол в Муроме. Всем он был хорош: и мудр, и статен, и красив? Только после его сражения с искусителем и нескольких капель ядовитой крови его кожу стала одолевать неизлечимая болезнь. По приказу князя во все концы Руси были отправлены гонцы с заданием отыскать лекаря, который бы смог побороть княжеский недуг. Один из посланников Петра попал в село Ласково под Рязанью. (Оно и ныне существует в пяти километрах от знаменитого Солотчинского монастыря в Рязанской области).
Жители села указали посланнику на дом, где тот может попытать счастья. Хозяйка дома ? Февронья ? сказала, что княжеский недуг она сможет излечить, но только князь должен сам приехать к ней. Лишь одно условие должен соблюсти князь муромский: быть чистосердечным и смиренным в словах своих.
Болезнь так отяготила князя Петра, что тут же после рассказа гонца отправился он в дальнюю дорогу. По прибытии в село Ласково Петр узнал, что в награду за свое излечение он должен жениться на целительнице. При всей природной мудрости и богобоязненности Петра княжеское высокомерие возымело верх. Ему, князю, ? и жениться на простолюдинке! Но обещание решил дать. Февронья излечила Петра, оставив, правда, на теле незаметный след былой болезни, который и не мешал, и не давал хвори вернуться. Так ? напоминание о прошлом. И хотя Петр в беседе с девушкой убедился в ее необыкновенной мудрости, приехав в Муром, напрочь забыл о своем обещании.
И расплата не замедлила дать о себе знать. Незаметный след былой болезни неожиданно с еще большей силой возродил недуг всего тела. Не было мочи терпеть боль и страдания. И князь Петр опять отправился в рязанское село Ласково к Февронье, полный стыда, раскаяния и угрызений совести. Не стал Петр во второй раз искушать судьбу ? и в Муром он вернулся с женой-красавицей.
Анна НОВИКОВА
Источник:
http://www.province.ru/newspapers/gazeta/24/28(408)/649785.htmlКсерокопия статьи "Заступники семьи вашей" из журнала "Русский дом" июль 2008 год:
http://hudesa.narod.ru/HudSuprugi.htmlПрочтите, не пожалеете.