Дело выеденного яйца
Оказалось, что леса в Электростали никто не похищал, не рубил и тем более не застраивал
В прошлом году наша газета неоднократно рассказывала читателям о ситуации, сложившейся вокруг лесных массивов в подмосковной Электростали. Напомним её суть: центральные СМИ устами немалых чинов из Росприроднадзора и правоохранительных органов тогда обвинили и областную, и местную, электростальскую, власти в незаконном присвоении 915 гектаров федеральных лесов. При этом возмещения потерь лесному хозяйству произведено не было, в результате чего федеральная казна якобы не досчиталась более 3 миллиардов рублей. А плюс ко всему леса эти будто бы начали застраиваться коттеджами да магазинами, нанося экологии вообще не поддающийся никакому подсчёту ущерб. Сегодня мы рады сообщить: в деле об электростальских лесах, наконец, поставлена точка.
Судебная.
ГОСПОДА СОВРАМШИ
Сказать, что вышеприведённые обвинения изумили и областную, и местную, электростальскую, власти, – значит не сказать ничего. Во-первых, огорошила «расторопность» Росприроднадзора. Леса, которых хватились природозащитники, вошли в черту города Электросталь ещё в 1994 году. Мало того, что тогда и у Московской области был другой губернатор, и у Электростали – другой глава, а все претензии почему-то достались сегодняшним руководителям, так ещё и срок давности, в течение которого можно было бы оспорить передачу лесов городу, к моменту прошлогоднего скандала истёк уже лет 11 как. Однако же лихо сработали радетели за государственное добро, обнаружив пропажу 915 гектаров федеральной собственности лишь спустя почти три пятилетки! А во-вторых, информация о том, что леса приносятся в жертву коттеджам и магазинам, вообще ни в какие рамки не лезла… Кроме рамок крупнейших российских газет, чьи журналисты, не соизволив почтить своим присутствием те самые леса, на защиту которых они поднялись, написали, что не только жилые дома и торговый центр, но даже и новый Пенсионный фонд электростальцы воздвигли на принудительно освобождённой от зелёных лёгких территории. Сами электростальцы при этом лишь удивлённо пожимали плечами – им-то, в отличие от заезжих, а точнее, так и не доехавших до города, звёзд федеральной журналистики, было хорошо известно, что и Пенсионный фонд, и торговый центр, и новый жилой микрорайон в городе действительно построили. Правда, не в лесу, и даже не по соседству с ним, а совершенно в другой части Электростали.
И тем не менее, когда в июле прошлого года центральный телеканал «Россия» в программе «Вести. Дежурная часть» показал «строящиеся в электростальском лесу дома», городской Совет депутатов своим распоряжением создал рабочую группу, которая отправилась по лесам – искать те коттеджи, которые показали в программе. Нашли. Вот выдержка из Акта про верки сведений телерепортажа о фактах вырубки лесов на территории города Электросталь и строительстве в лесных массивах: «Один из коттеджей, фигурирующих в репортаже программы «Вести. Дежурная часть», обнаружен в деревне Субботино Павлово-Посадского района, примерно в 3 км от черты города Электросталь. Других коттеджей и садовых домиков, фигурировавших в репортаже или похожих на них, не обнаружено ни на территории города Электросталь, ни на территории ПавловоПосадского и Ногинского районовв пределах примерно 5 - 6 км от черты города Электросталь». И далее: «Вырубок леса (ни свежих, ни давних) в лесных массивах города не обнаружено. Строительства в лесных массивах города не обнаружено».
Каково?!
ВНЕЗАПНО ПРОПАВШИЙ ИСТЕЦ
Тем временем в Арбитражном суде Московской области было возбуждено дело по факту незаконного отчуждения федеральных лесов в городскую черту Электростали. Истцом выступил департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу, который просил признать недействительным факт передачи лесов городу. Ответчиками стали администрация Электростали, ФГУ
«Ногинский лесхоз», в ведении которого леса находились до передачи, и правительство Московской
области.
Дело было долгим и муторным.
Лесное законодательство, действовавшее до 1997 года, было не самым простым и логически выверенным. К тому же Лесного кодекса на момент передачи лесов не существовало, и вопросы, подобные электростальскому, решались, сообразуясь с Земельным кодексом РСФСР, основами лесного законодательства и нагромождением иных правовых актов. Но и это не помешало ответчикам выиграть дело. Во-первых, в том же 1994 году электростальские власти посылали в Мособлкомзем отчёты, в которых подробно было расписано – когда и на каком основании леса вошли в городскую черту. А Мособлкомзем, в свою очередь, информировал об этом соответствующую федеральную службу, правопреемником которой позже стал… Росприроднадзор. То есть о передаче истец знал ещё 14 лет назад. Знал и молчал. Странная позиция, не находите? Во-вторых, передача не изменила категорию этих лесов – они, конечно, вошли в черту города, но при этом продолжали оставаться лесами 1-й категории защитности. То есть их статус никоим образом не менялся, а значит, никаких миллиардных компенсаций государственной казне никто не задолжал. Категорию защитности электростальские леса утратили лишь в 1997 году, когда вступил в действие Лесной кодекс, и они стали землями уже не лесного фонда,
а городских поселений. Но тут уж, извините, никто не виноват – Лесной кодекс писали не в правительстве Московской области и уж тем более не в администрации Электростали. И применять закон 1997 года к правоотношениям, возникшим в 1994-м, суд, разумеется, не стал. А в-третьих, изучив все акты, распоряжения и постановления, сопутствующие передаче, суд не нашёл среди них ни одного, противоречащего нормам действовавшего тогда законодательства.
И вот здесь, когда стало понятно, что дело складывается в пользу ответчиков, с истцом произошла метаморфоза. Он вдруг потерял интерес к процессу. Настолько, что даже не явился на финальное судебное заседание, где должно было оглашаться решение по делу. В решении так и написано: «надлежаще извещённый заявитель в судебное заседание не явился, заявил о рассмотрении дела без его участия».
Позиция ещё более странная. Это так теперь у нас защищают природу – заварили кашу и в кусты?..
РУГАЛИ ГРОМКО, ИЗВИНЯЛИСЬ ШЁПОТОМ
В общем, дело о лесе электростальцы выиграли. И на сей оптимистичной ноте можно было бы завершить этот материал. Если бы не одно «но». В прошлом году дутую сенсацию о разбазаривании в Электростали национального достояния подхватили едва ли не все центральные СМИ. Сегодня, когда дело закончилось и выяснилось, что никто ничего никуда не разбазарил, журналисты молчат. Ни один из тех, кто ломал перья, обличая электростальскую власть в хищении 915 гектаров природных богатств, не спешит в город с покаянием. И даже руководство телеканала «Россия», на всю страну показавшего то, чего не было, и то принесло главе городского округа Электросталь Андрею Суханову всего лишь неофициальные извинения. Стыдно за коллег, честное слово. Год назад, комментируя ситуацию с электростальскими лесами, заместитель министра экологии и природопользования правительства Московской области – начальник Управления природопользования Сергей Гильденскиольд назвал её «грязной политической игрой».
Похоже, так оно и оказалось. Особенно если учесть, что главным радетелем за леса тогда выступал бывший заместитель председателя Росприроднадзора Олег Митволь.
А рядом с ним, как известно, чистых игр не бывает.
Вот только чужие бирюльки оказались электростальцам весьма некстати. За прошедший год одних
только проверяющих комиссий в местных лесах побывало едва ли не больше, чем грибников. Их представители, серьёзные люди при должностях, занимались тем же делом, не стоившим выеденного яйца, – искали выдуманные прессой коттеджи. Да и у руководства городского округа год, скажем так, «удался».
Положим, доброе имя города в итоге не пострадало. Но кто компенсирует время, нервы и силы, потерянные на хождение по судам и лесам, объяснения с природозащитными и правоохранительными органами и прочие малоприятные дела, сопутствующие любому судебному разбирательству? Кто – если даже по-человечески извиниться желающих до сих пор не нашлось…
Ирина РЫБНИКОВА.__
Подмосковье, 28 апреля