Воруют все
Об обысках в Hewlett-Packard стало известно ровно в тот день, когда президент России Дмитрий Медведев утвердил национальную стратегию противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Документ будет определять направления борьбы и профилактики злоупотреблений среди госслужащих. Вместе со стратегией была утверждена и новая редакция плана противодействия коррупции, который будет претворять стратегию в жизнь. Оба документа будут обновляться раз в два года.
Пока государство в этой борьбе не особенно преуспело. По уровню восприятия коррупции Россия занимала в конце 2009 года 146 место из 180, свидетельствуют данные международной организации Transparency Interntational. Рынок российской коррупции организация оценивает в 300 миллиардов долларов.
Опросы россиян свидетельствуют о том же. Результаты исследования "Левада-центра", посвященного итогам десятилетия президентства Владимира Путина, обнародованные летом 2009 года, показали, что главной нерешенной проблемой в развитии страны, по мнению граждан, были и остаются коррупция и взяточничество. Без "смазки" в стране похоже, уже ничего не работает.
Медведева, который объявил борьбу с коррупцией одной из главных своих задач на посту президента России, скандал с Hewlett-Packard вряд ли обрадовал. В России много желающих решить проблемы с помощью отката – это не ново. Но то, что в скандале оказалась замешана Генпрокуратура, обескураживает. Ведомство, одним из приоритетов которого является борьба с коррупцией, даже не удосужилось прокомментировать происходящее. За него это сделала советник полпреда президента в Южном федеральном округе Наталья Вишнякова, которая в 2002-2006 годах была официальным представителем Генпрокуратуры РФ.
Вишнякова указывает, что в 2002-2003 годах правительство приняло решение о компьютеризации правоохранительных органов, включая Генпрокуратуру. Поставка оборудования шла по линии так называемых связанных кредитов, а Генпрокуратура "напрямую этими средствами распоряжаться не могла". Кроме того, конкурс по определению компании-поставщика проводился "специальным органом, имеющим право на внешнеэкономическую деятельность". Вишнякова не конкретизировала, какой именно орган это был, но утверждает, что Hewlett-Packard выбрали, поскольку компания предлагала комплексное решение проекта, тогда как другие поставщики "предлагали поставить исключительно 'железо'".
Не исключено, что контракт Hewlett-Packard и Генпрокуратуры - далеко не единственная сомнительная сделка, которую провела в России американская компания. Газета "Коммерсант" отмечает, что Hewlett-Packard "повышала эффективность деятельности" не только Генпрокуратуры, но и, например, Счетной палаты, Конституционного, Верховного и арбитражного судов, практически всех министерств и ведомств и даже администрации президента России. Если и эти контракты будут признаны сомнительными, то скандал выйдет на еще более высокий уровень. По крайней мере, в России.
Между тем, нельзя не признать, что Hewlett-Packard далеко не первая иностранная компания, оскандалившаяся в России. Ранее в 2010 году немецкий автоконцерн Daimler обвиняли в том, что он для получения заказов давал взятки и подарки чиновникам в России. Самым же громким, пожалуй, является скандал с поставками медицинского оборудования в Россию компанией Siemens, которые также сопровождались "откатами".
Одной из последних в длинном списке "павших" оказалась шведская IKEA, которая известна своим неприятием по отношению к любым проявлениям коррупции. Менеджмент одного из российских подразделений концерна закрыл глаза на факт дачи взятки подрядчиком IKEA. Основатель IKEA Ингвар Кампрад заявил, что рыдал, как ребенок, узнав о случившемся. К чести шведской компании, можно отметить, что свою репутацию она восстанавливала без оглядки на должности сотрудников, закрывших глаза на коррупционеров. Все они были немедленно уволены. Те же, кто брал взятки, по всей видимости, по-прежнему на своих местах.
Про то, что творится в российских компаниях, лучше вообще скромно промолчать.
Ключкин Антон
ссылка на оригинал статьи