Приветствовать каждого первым
Сказали благословенной памяти наши мудрецы, что следует каждому человеку умножать и поддерживать мир со всеми людьми: братьями, родными и вообще со всяким человеком, даже с неевреем, встреченным на улице.
О раби Йоханане бен Закае рассказывают, что за всю его жизнь ни один человек не опередил его в приветствии, и даже нееврей, встреченный на улице (Брахот 17б).
Этот рассказ интересен для нас тем, что, как известно, раби Йоханан бен Закай ни разу в своей жизни не прошел четырех локтей (шагов) без Торы и тфилин, всегда был полностью погружен в Тору; и тем не менее он постановил для самого себя, что, когда он идет по улице и встречает людей, на нем лежит обязанность умножать и поддерживать мир между людьми.
Поэтому он всегда приветствовал их первым.
А Маараль писал, что следует приветствовать первым даже злодея и нечестивца, ибо, если этого не делать, тот решит, что к нему относятся с пренебрежением, и что таков путь Торы — пренебрегать простыми людьми.
А это — осквернение Имени Всевышнего.
Тот, кто не ответил на приветствие другого еврея, называется грабителем (Брахот 6б).
Приветствовать гостя первым
Издревле принято у евреев встречать приходящего в город гостя приветствием «шалом алейхем — мир вам».
Это является частью общего правила, о котором говорили благословенной памяти наши мудрецы: приветствовать всякого человека первым, как сказано: «…желай мира и стремись к нему» (Теилим 34:15).
Таким образом мы ободряем и поддерживаем гостя, показываем, что принимаем его с радостью и желанием.
Очень важно воспитывать в той же традиции — приветствовать людей словами «мир вам» — также и молодое поколение.
О степени важности приветствия можно судить из закона Торы, позволяющего прервать чтение молитвы "Шма, Исраэль", чтобы ответить на приветствие любого другого человека — всякого, а не только важного или того, кого боишься (Орах хаим 66:1).
Важность приветствия «мир вам» видна также из того, что написано в Талмуде: Тот, кто увидел во сне, что ему делают нидуй (процедуру отлучения от общины; это считается дурным знаком), должен собрать наутро десять мудрецов Торы, чтобы отменить нидуй.
Если это невозможно, то он должен выйти на перекресток дорог и приветствовать там всех проходящих (Недарим 8а).
Объясняет Ран (один из комментаторов Талмуда), что приветствия, которые он будет получать в ответ, станут для него защитой от тех мук и горестей, которые могут придти вслед за дурным сном.
Из этого следует, что приветствующий других выигрывает также и сам, ибо ответные приветствия становятся ему защитой от бед и мучений.
Рав Шауль Вагшал, "Будьте добры!", гл. 3
Швут Ами