> в критерии деления на поколения кроме элементной базы, как нам диктовали, входят архитектура и уровень развитости ПО. А сейчас идет 5-ое поколение.
Различные источники указывают до семи (0-6) поколений. Большинство из них сходится на мнении, что поколений 4. Примерно так : 0-механические, 1-лампы, 2-транзисторы, 3-дискретная логика, 4-микропроцессоры. Насчёт пятого и шестого - разброд и шатание, сколько источников, столько толкований. Уровень развитости ПО ряд источников приплюсовывают, но критерии развитости загадочны и различны.
> Честно говоря никогда бы не подумал, что это, мягко говоря, неправильно
Это не неправильно, это просто нетехническое понятие.
> Скорее всего к поколению ЭВМ нужно относить не архитектуру железа, а поколения языков программирования.
Я бы с этим поспорил. Например, ЦВК ЗРК С-300, считающееся ЭВМ четвёртого поколения, программировался только в машинных кодах.
> Понятие "computer generations" существовало и за рубежом. Там уж точно перед нашими партийными боссами никто не отчитывался.
Скорее всего, в зарубежную литературу данное понятие перекочевало через переводную литературу из СССР. Не буду спорить, источников происхождения найти не смог. Но абсолютно точно то, что способом отчитаться за проделанную работу было присвоение созданной ЭВМ поколения. Об этом свидетельствует вся литература того времени. Болтологические способы для достижения результата были самыми изощрёнными. Ну как ЭВМ Эльбрус-1 смогла считаться ЭВМ 4-го поколения ? Она же вся на дискретной логике, а операционной системы нет.
> Критерии были самыми различными и в какой-то степени условными - элементная база, уровень ПО, архитектура и др.
Очень хорошо, что что Вы это пониматете. А Вы не забыли, что всё, сказанное преподом, должно быть воспроизведено студентом на экзамене ? Вот если на экзамен в один ВУЗ придёт сдавать данный материал препод из другого ВУЗа, на какую оценку ему можно будет расчитывать ? Максимум на три очка, да и то если язык подвешен правильно.
> Так что правильно ее преподают (15 минут лекции на это найти можно), но исключительно применительно к истории ЭВМ, но никак не к настоящему времени.
Даже экскурс в историю в техническом ВУЗе должен быть преподнесён в технических терминах, а не беллетристических. Эдак можно читать лекции на тему "За что мы любим Билла Гейтса". А что ? Милая историческая справочка. Классификацию подвигов можно придумать, этапы жизнедеятельности. И без вызубривания лекций хрен сдашь. Просто отлично.