На территории Косова уже действует одна из самых крупных американских военных баз Camp Bondsteel. А военное присутствие на Балканах, помноженное на административные рычаги в виде марионеточного правительства в Приштине, позволят США не только контролировать регион, в том числе, и трансбалканский нефтепровод АМБО, который должен вступить в строй в 2010 г., но и укрепить за счет Косова свои редуты в Восточной Европе.
Таким образом, независимое Косово превращается в геополитический приз США, которые еще в начале 1990-х сделали ставку на мусульманское население полуострова. Одновременно, тлеющий конфликт между Косовом и Сербией вполне вписывается в столь любимую Вашингтоном концепцию контролируемого хаоса, который, в свою очередь, может стать весьма эффективным инструментом ослабления старой Европы и навязывания воли США Евросоюзу. Но и в этом сценарии есть свои подводные камни.
Мало кто сомневается в том, что США уже нашли или найдут общий язык с косовскими элитами, чего не скажешь о "мусульманской вольнице", которая ориентируется на другие авторитеты. Не только в Косове, но и в Боснии и Герцеговине постоянно действуют эмиссары исламских организаций, под влиянием которых находится значительная часть населения. И потому в результате своей экспансии на Балканы США рано или поздно столкнутся с проблемами, воспроизводящими иракский, афганский или пакистанский сценарии.
Если же посмотреть на проблему Косова с точки зрения России, придется признать, что эффект "косовского домино" в полной мере может коснуться и политики, которую проводит Москва на постсоветском пространстве. Действительно, Россия, так же, как и Европа, не заинтересована в развитии сепаратистских тенденций, и в этом смысле Путин, скорее всего, не лукавит, когда заверяет Саакашвили в своей приверженности принципу территориальной целостности. Но если Россия не сумеет отстоять целостность Сербии, это, с одной стороны, ударит по ее авторитету, а с другой - поставит ее перед необходимостью признать независимость самопровозглашенных республик, образовавшихся после распада Союза. Население этих вполне состоявшихся государств уже выразило свою волю на всенародных референдумах, и если Москва, проиграв на Балканах, откажет Абхазии, Южной Осетии или Приднестровью, она подорвет свой авторитет на постсоветском пространстве.
Такой поворот событий неминуемо повлияет на настроения в Армении, где прозападные настроения сдерживаются только единством по вопросу Нагорного Карабаха. Следующей потерей России могут стать государства Центральной Азии, где, с одной стороны, тоже не любят местных сепаратистов, а с другой - мучительно выбирают, с кем дружить: с Россией, Китаем или с США и ЕС. Китай давно и активно играет в этом регионе через структуры ЕврАзЕС, и ослабление России, скорее всего, качнет маятник в его сторону.
Учитывая все эти нюансы, Москва тянет время, продвигая свой проект решения проблемы Приднестровья. Сыграв на проблемах, возникнувших между Кишиневом и Киевом в связи с ценами на поставляемую из Украины электроэнергию, России удалось развернуть руководство Молдавии в свою сторону. В минувшую субботу российская компания "Интер РАО ЕЭС" начала поставки электроэнергии с расположенной на территории Приднестровья Молдавской ГРЭС в Румынию. Практически решен вопрос о возобновлении экспорта в Россию молдавских вин.
В качестве ответного жеста Молдавия освободила из-под стражи Валерия Пасата, обвинявшегося среди прочего в попытке госпереворота и шпионаже в пользу России. Эксперты считают Пасата представителем новых молдавский элит, ориентированных на развитие отношений с Россией. До своего ареста он исполнял обязанности советника главы РАО "ЕЭС", а еще раньше занимал посты министра обороны и нацбезопасности Молдавии. Судя по публикациям молдавских СМИ, Пасат лишился высокой должности как раз за то, что не сумел сорвать очередные президентские выборы в Приднестровье. То есть в известном смысле, его освобождение можно рассматривать как свидетельство того, что Кишинев готовится к постепенной смене курса.
Тому есть и другие свидетельства. В июне дело дошло до того, что молдавский президент Владимир Воронин отказался участвовать в саммите ГУАМ в Баку, вместо этого прилетев в Москву на переговоры с Владимиром Путиным. Судя по невнятным утечкам, именно на этой встрече Россия и Молдавия почти договорились вернуться к плану приднестровского урегулирования образца 2003 года. Напомним, что четыре года назад речь шла о возвращении Приднестровья в состав Молдавии в статусе широкой автономии. Тогда этот сценарий, известный как "план Козака", был похоронен прямо накануне торжественного подписания: Воронин, не выдержав давления Евросоюза и США, отказался от всех договоренностей, и с этого момента в отношениях России с Молдавией наступило резкое похолодание.
Сегодня же эксперты уверенно говорят о потеплении отношений, объясняя это как разочарованием Кишинева в сотрудничестве с ЕС, так и готовностью Москвы пойти на существенные уступки по проблеме Приднестровья. В известном смысле новый план приднестровского урегулирования можно рассматривать как российскую модель решения подобных проблем, и Россия спешит опробовать его в Молдавии.
Аналогичным образом спешит и Михаил Саакашвили, сорвавший все сроки обещанного возвращения Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии. И чем больше он спешит, тем выше вероятность силового сценария, который при любом раскладе противоречит интересам России. В качестве "холодного душа" для разгоряченного грузинского президента Россия провела в начале июля военные учения на территории Северной Осетии, но она не может делать это вечно.
Между тем обстановка, складывающаяся на Кавказе, чревата полноценным военным конфликтом, и повлиять на ситуацию можно только с позиции силы. В этом контексте решение России о моратории на выполнение условий Договора об обычных вооружения (ДОВСЕ) выглядит более чем своевременным. Стремясь избежать принятия решения о признании независимости непризнанных республик, Россия затягивает переговоры по Косову с тем, чтобы, с одной стороны, удержать от необдуманных шагов Грузию, а с другой - предъявить на примере Приднестровья свой проект урегулирования подобных проблем.
Но Молдавия уже показала себя ненадежным партнером, да и грузинское руководство не отличается особой сдержанностью, и потому велика вероятность того, что России все же придется принимать трудные и совершенно ей самой не нужные решения.
utro.ru
PS 2GadFeya: Кстати, тут и про ДОВСЕ сказано, и чем нам это грозит.