Рэп в России - явление неоднозначное, неаутентичное, как в родных для него США. Этот музыкальный стиль пришел
к нам в 90-х со всем прочим "прежде запрещенным" культоснащением. Мы, "девяностники", начинали знакомство
с рэпом на худшем материале, мало интересуясь его истоками и социальной почвой. Рэп в США всегда был в первую
очередь рупором социальных проблем низших слоев общества, негодующим голосом бедных "черных" кварталов. Однако
в Америке сумели переварить и этот протестный продукт: афроамериканцы-рэпперы стали миллионерами и запели о тусовках, о всяком личном, забыли свой бунтарский старт.
А что такое наш рэп? Стал ли он рупором для наших бедняков или остался чем-то элитарным, "эмтивишным"?
Да и нужен ли нам такой инородный рупор? Замечу, что Россия в ельцинскую эпоху "сплошной демократизации"
не изобрела собственного музыкального стиля сопротивления. Песни с "социальным нервом" играют уже немолодые
барды, такие как Александр Харчиков, Михаил Ножкин.
Итак, рэп у нас - это не рэп "у них". Наши признанные рэпперы в социальном отношении больше напакостили
и нахамили с иностранным акцентом, нежели высказали недовольство тех, кто ущемлен новой жизнью. Особенностью
рэпа является навязчивая интонация, очень специфическая, афроамериканская. Но эта интонация, как ни странно,
понимается и принимается нашим слушателем - в ней чувствуется порыв или прорыв, попытка "высказать все",
поговорить о "последних вопросах" Достоевского. Рэп не абстрактен, его язык - улица. Но наши рэпперы хоть
и заигрывали с языком субкультуры, но глубоко копнуть этим новейшим языком социум им все же не удавалось.
Например, группа "Каста", пригретая MTV. Она замахнулась на откровенный разговор о жизни, на что другие
музыканты этого направления (тот же Децл) не отважились. Но вышло скорее пародийно: во-первых, название
группы, подчеркивающее не почвенность, не народность певцов, а их элитарность, частность. Группа предлагает
"не забывать свои корни" с тем самым нездешним акцентом и рэпперской интонацией. Что может быть смешнее?
Впрочем, по-другому, видимо, уже и не сможем.
И было бы все так же печально и беспросветно в русском рэпе, не появись в нем совершенно нежданно
и негаданно группа "69". У группы удивительный, на редкость самостоятельный стиль и главное - текстовая культура.
Тут им и некоторые поэты-современники могли бы позавидовать. Конечно, язык рэпа требует простоты
и зачастую жаргонизмов, ненормативных слов и слэнга, но - судите сами, какой накал:
Так что же, друг, посмотри вокруг, -
Здесь тоже тот же замкнутый круг -
No power, no woman, no job, no money,
Нашу страну у нас же украли.
Ты хочешь знать, где настоящее гетто?
Рядом, чувак, не в Америке где-то.
Вся разница только в оттенке кожи,
А наши гетто весьма похожи.
В своем альбоме "Выживу - стану крепче" группа поднимает темы, которые очень долго замалчивались не только в
среде рэпа, но и в молодежной музыке вообще. У них есть, что сообщить своей юной аудитории, одуревшей от децлов
и прочих бессмысленных "йоу". У них есть правда, необходимая для рэпового message. А в рэпе это самое главное:
быстрый поток слов требует плотного смыслового наполнения, иначе это становится простым словесным ритмом для танца, развлекалова.
Рэп "69" перерос дискотечный формат: ему бы звучать на площадях, вот только соберется ли слушатель, не разгонят ли?
Вис, лидер и вокалист группы, - человек удивительно искренний и стильный для своего круга.
Его "красный рэп" - явление наиболее в наших условиях приближенное к исходному афро-американскому корню.
В этих песнях есть все, что необходимо с точки зрения истинного рэпа, - реальность, актуальность, разговорность
и даже классовость. Но при этом нехарактерным для рэпа элементом является глубокая образность текста,
его поэтичность, несмотря на жаргонизмы и приземленность темы. По идее, "69" должны быстро найти слушателя
и стать, как принято говорить, культовой группой. Вот только наберутся ли шоу-бизнесмены смелости на финансирование
социально направленной молодежной музыки, ведь там и о них поется нелестно?
сайт
http://www.visvit.ru