Молитва по расписанию.
Новый курс ?Духовное краеведение Подмосковья? появился с этого учебного года з расписании седьмых классов. Он введен в рамках реализации мероприятий целевой программы ?Развитие образования Московской области?.
Жесточайшая полемика разразилась на городском неофициальном форуме по поводу появления нового предмета. Одни считают, что изучение православия в школе ущемляет права детей мусульман, и намекают, что существование такого предмета возможно лишь при наличии в учебном плане духовного курса для мусульман и буддистов. Многие родители полагают, что вместо религиоведческой дисциплины в учебном плане могли бы появиться философия, культурология или обществознание, что де?творе достаточно прочитать Библию.
Их оппоненты убеждены, что необходимость в предмете назрела давно, поскольку православие является не?отъемлемой частью русской истории и культуры. ?Современная молодежь имеет размытые понятия о духовности и ее составляющих; может, хоть изучение основ православия в школе даст духовную опору нашим детям. Ведь во многих семьях не рассказывают даже о семи грехах?, - обосновал
Третьи пошли по пути компромисса, считая, что изучение православной культуры должно идти в рамках исто?рии России, а если уж такой курс появился, то посещение занятий следовало бы сделать добровольным. Однако сегодня предмет является обязательным. В ряде школ он проходит модульным курсом при изучении истории Московской области, в других- как часть интегрированного курса ?Мировая художественная культура?. Знания из увесистого учебника учителя истории ?выдают? ученикам небольшими порциями, уделяя изучению основ православия по пять-десять минут урока.
Впрочем, чего ждали от семиклашек те, кто настаивает на добровольности посещения занятий? Новость о появлении в расписании нового предмета у сестренки моей подруги энтузиазма не вызвала: ?У нас и так много предметов, когда еще этот учить?? И понять ее можно - у бедной девочки ежедневно по шесть-семь уроков.
Неужели в Министерстве образование Московской области не знают о школьной нагрузке? Видимо, идея сделать наших детей добрыми, милосердными, состра?дательными, всесторонне образованными перевесила чашу весов в пользу введения нового предмета. На плечи учителей-историков легла задача не столько вложить знания в детские головы, сколько научить ребят отличать религиозный фанатизм от веры. Этому педагоги и учатся на курсах при Методическом центре.
Итак, откроем учебник ?Духовное краеведение Подмосковья?, разработанный и изданный по заказу Министерства образования области. Учебное пособие является, по сути, добротной хрестоматией. На его страницах встречаем стихи русских классиков, изображения икон, сведения о православных традициях и праздниках, тексты молитв, задания. В доступной форме ученикам объясняется смысл церковных обрядов, рассказывается об истории и архитектурных особенностях монастырей и храмов, о жизни и духовном подвиге святых. Хотя немногие взрослые знают о священномученике Гермогене - патриархе Московском и всея Руси, а детишки, согласно учебнику, знать должны... Если, конечно, их и без того переполненные знаниями головы вместят сей груз.
Газета "Новости Недели" 05.12.2008.