Команды Формулы-1 вновь занялись своим любимым делом.
Перспектива введения Договора Согласия, документа, который регулирует денежные потоки в Ф1 (нынешний вариант заканчивается в этом году) обострила все давние противоречия: Колин Коллес из Spyker не собирается допускать, чтобы команды-клиенты (вроде Scuderia Toro Rosso и Super Aguri) получали часть денег от ТВ-трансляций; давние соперники Ferrari недовольны, что Скудерия вновь претендует на роль патриарха всея Формулы-1 с соответствующей денежной ?прибавкой? и, наконец, главные акционеры Формулы-1, получив за почти полный сезон 2006 года всего около $6 млн. чистой прибыли вовсе не в восторге от того, что команды требуют выплачивать им не 47% выручки, а значительно большую долю. Вся эта ситуация осложняется тем, что в 2008-м году в Формулу-1 готов попасть новый игрок - Prodrive. Учитывая желание Дэйва Ричардса (совладельца Prodrive) покупать у McLaren актуальную гоночную технику, новая команда мгновенно откажется претендентом на самые высокие места, что оставит коллективы вроде Spyker вне зоны получения средств от ТВ-трансляций.
Фактор Коллеса
На Гран-при Бельгии Дэйв Ричардс прямо заявил сайту Autosport.com, что заявление о намерении выступать в сезоне-2008 затягивается из-за того, что команды Формулы-1 не могут подписать Договор согласия новой редакции - иными словами, поделить деньги. Как известно, нынешний вариант Договора согласия (дополнительная статья ?3) запрещает использовать клиентские автомобили. Если следовать букве этого соглашения, команды Super Aguri и, прежде всего, Scuderia Toro Rosso грубо нарушают основополагающий документ, регулирующий коммерческие отношения в Ф1. Подробнее о скандале с клиентскими болидами мы писали еще в начале года.
Разумеется, с перспективой появления еще одной мощной B-команды - Prodrive - в корне не согласен Колин Коллес. Его можно понять - Ричардс будет закупать машины у McLaren и команде хватит лошадиных сил для того, чтобы регулярно обходить Spyker на трассе. Более того, в следующем году творение рук Адриана Ньюи явно наберет скорость и это отразится не только на Red Bull, но и на Scuderia Toro Rosso.
У Коллеса есть главный аргумент. События шпионского скандала несколько затмили собой другой судебный процесс. Еще в конце марта Spyker в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Договора согласия, подал протест в Арбитражный трибунал при Международной торговой палате, где решается вопрос о том, не нарушили ли команды STR и Super Aguri положения Договора согласия. Недавно Колин Коллес признался, что процесс идет ?очень хорошо?. Неофициальную поддержку Коллесу оказывает и Фрэнк Уильямс. Пока арбитражный процесс продолжается, ни о каком новом Договоре согласия и речи идти не может.
Фактор Ferrari
Есть и еще один момент. По некоторым сведениям, команда Ferrari пользовалась определенными финансовыми преимуществами в рамках старого Договора согласия. Когда подписывалась нынешняя редакция документа (это было 10 лет назад), команда Ferrari, которая участвует в Формуле-1 с первого года проведения соревнований, ?выторговала? себе дополнительные условия. Проще говоря, получила больше денег. Эта позиция имела логическое оправдание - Ferrari обладает настоящей армией болельщиков на всех континентах, которые фактически и генерируют относительно большую часть выручки Формулы-1. В середине 90-x Ferrari только становилась на ноги и соседи по пиранья-клубу могли закрыть глаза на запросы Скудерии. Однако 10 лет спустя подобные требования (а об их выдвижении для новой редакции Договора сообщает Autosport.com) со стороны Ferrari вызывает яростный протест других команд. Ferrari, которая выиграла 7 Кубков за последние 9 лет, по мнению противников вовсе не обязана пользоваться дополнительными объемами ТВ-долларов.
Фактор McLaren
Впрочем, один явный противник такого требования уже намертво выключен из спора по Договору согласия. Речь идет о команде McLaren, которая оштрафована на $100 млн. и оставлена на коротком поводке, будучи обязанной представить конструкцию болида 2008 года на инспекцию FIA. И Рон ?Не-самый-острый-нож-в-ящике? Деннис вряд ли будет занимать непримиримо-революционную позицию, которую он сформировал при подписании нынешней редакции Договора. Впрочем, связывать ?Степнигейт? с позицией Денниса по новому Договору согласия может только параноик (или любитель ?теорий заговоров?), хотя, нельзя не заметить, что McLaren выпала из горячего противостояния Ferrari очень вовремя.
Есть и еще один аспект, связанный с командой McLaren. Исключение коллектива из зачета Кубка конструкторов 2007 года означает, что все остальные команды получат больше денег. Более того, неожиданный дополнительный (и нелишний) источник финансирования приобретет и Колин Коллес, которому, как представителю последней в зачете команде, деньги не светили.
Это означает, что страсти вокруг новой редакции Договора Согласия немного утихнут.
Фактор Мосли
Этот момент использовал Макс Мосли, чтобы в очередной раз потребовать от команд снизить расходы. ??Прибыли Формулы-1 бездумно тратятся на бесцельные упражнения и удовлетворение профессионального любопытства инженеров команд. В результате, ряд независимых команд теряют деньги, в то время, как они должны получать прибыль. Нам необходимо обратить внимание на эту проблему. Если не тратить средства на бессмысленные, тайные и дублирующие друг друга технологии, Формула-1 превратится в невероятно прибыльный бизнес. Каждая команда станет богатой компанией. Вместо этого, она живет на субсидии автопроизводителей и подачки дружественных миллиардеров?, - заявил Макс Мосли. Эта цитата из письма президента FIA, а не отрывок выступления на экстремальной пресс-конференции, которая прошла вчера в Лондоне. Излагая мысли на бумаге, Мосли имел возможность тщательно взвесить каждое слово. Как юрист и искусный политик, ему это удалось - смысл послания заключен в следующих строчках: ?До тех пор, пока проблемы не будут решены, не стоит тратить время на перераспределение прибыли?, - заявил Мосли. Это означает, что в ближайшее время участники Договора согласия не могут рассчитывать на увеличение тех 47% или $370 млн., которые в неравной доле распределяются между командами. Поскольку последние требования Мосли прозвучали спустя несколько дней после опубликования печальных финансовых показателей группы оффшоров и трастовых фондов, через которые Ф1 контролирует CVC Capital Partners, примкнувшие инвест-банки и частные лица, стоит констатировать - ?лишних? денег не будет еще долго.
Чтобы обезопасить Формулу-1 от продолжительного периода закадровых скандалов и подковерных баталий, Макс Мосли предлагает продлить на год действующую редакцию Договора согласия. У этого решения есть много преимуществ и два недостатка. Во-первых, статус клиентских ?конюшен? не будет решен. Это означает, что с Колином Коллесом придется договариваться. Но поскольку на дворе уже почти октябрь, а все ?заваруха? с арбитражем началась еще в марте, стоит признать: Коллес не самый удобный объект для переговоров. Скорее всего, проблему Коллеса можно будет решить лишь одним способом - передачей команде Spyker компенсации. Во-вторых, затягивание подписания нового Договора согласия и тот факт, что уже почти октябрь, практически исключает возможность появления в сезоне 2008 года команды Дэйва Ричардса. На данный момент, Prodrive даже не нанимал сотрудников - информация об этом отсутствует в специальном разделе Autosport.
Впрочем, учитывая опыт подписания Договора предыдущей редакции, обозначенные выше проблемы - далеко не последние. И Макс Мосли приложит все усилия, чтобы в этой ситуации получить как можно больше политических дивидендов.