Продолжение:
По прибытии мы представились командующему ОГВ(с) генерал-полковнику Валерию Баранову, возглавлявшему тогда войска Минобороны в Чечне. С Валерием Петровичем лично знаком еще с 1997 года, когда ему, как человеку творческому, давно занимающемуся научной деятельностью, поручили проведение научно-исследовательских учений. Поэтому в Чечне он не встречал нас фразами типа: зачем вы сюда прилетели. Он, что называется, был в теме. Нашего доклада с генерал-лейтенантом Анатолием Сурцуковым ему вполне хватило, чтобы понять цели и задачи, для выполнения которых прибыла БУГ.
Первое боевое применение Ка-50 выполнил в горно-лесистой местности в районе южнее села Центорой. Никто не собирался жалеть ?Черных акул?, в Чечне мы воевали без каких-либо условностей. Ежедневно БУГ получала задачу от группы боевого управления ОГВ(с). Рано утром нам ?нарезали?, как правило, обратные склоны гор, по которым не могла работать артиллерия, и мы планомерно ?вычищали? квадрат за квадратом. Во всех полетах осуществляли видеосъемку выполнения задания и результатов боевого применения. Собрали обширный материал, подтвердили его документами.
Итоги работы давно известны, могу назвать некоторые из них. Всего на двух Ка-50 выполнено более 100 стрельб НАР, израсходовано 929 ракет (на счету Ка-29 ? 29 стрельб, израсходовано 184 ракеты С-8). Применяли ударные вертолеты и 30-мм пушки 2А42. В ходе 62 стрельб израсходовано 1.600 снарядов. Три раза применяли одиночно ПТУР. Все три ракеты попали в цель. При этом один пуск ПТУР с Ка-50 выполнялся без замера дальности. Несмотря на сложные условия применения, прицельно-пилотажный навигационный комплекс, установленный на вертолете, обеспечил точное попадание ракеты в цель, объект атаки был уничтожен. Сразу поясняю: целей, достойных мощной кумулятивной боевой части ракеты ?Вихрь?, в зоне ответственности БУГ практически не было.
Техника показала себя с лучшей стороны. Больше всего лично мне пришлась по душе установленная на камовской машине цифровая карта местности. Она позволяет с максимальной эффективностью использовать электронную карту, выполненную в виде обычной полетной карты. Летчик может в полете переходить на любой удобный и нужный для него масштаб; при этом на мониторе высвечивается отметка, указывающая место вертолета. Обозначения без использования системы ГЛОНАС с точностью +50 метров позволяют выполнять заход на посадку в сложных метеоусловиях.
Сегодня создается миф, что раз ?Черные акулы? без сопровождения Ми-24 в Чечне не летали, то они хуже ?крокодила?. Очевидно, ?знатоки? не знают или забыли простой закон войны: ?Первым сбивают ведомого?. Грош нам цена, если бы мы допустили боевую потерю Ка-50. В связи с этим запомнился интересный эпизод. Экипажи из строевых частей не знали возможностей Ка-50, как и особенности пилотирования соосных машин, а потому после первого боевого вылета дали хотя и эмоциональную, но точную оценку: ?Это не полет, а какая-то фантастика. Не понятно, кто кого прикрывает?. После чего Р. Сахабутдинов заявил о невозможности выполнения задачи по прикрытию его экипажами. Вот почему ?крокодилов?, сопровождавших ?Черных акул?, пилотировали летчики БУГ. Для оценки действий Ка-50 в интересах научной работы мне приходилось занимать рабочее место и в Ми-24. Короче говоря, в Чечне группа была самостоятельной боевой исследовательской единицей.
Когда я доложил генерал-полковнику В. Баранову полученный приказ возвращаться на базу, он вызвал начальника авиации ОГВ(с), тогда еще полковника, Рифа Сахабутдинова и спросил:
- Ты сможешь продолжить эту работу и ?вычищать духов? так же, как камовские машины?
- Нет. Ми-24 не могут выполнять такие задачи.
- Так почему они улетают? Почему не требуешь их оставить?
Вразумительного ответа генерал Баранов не получил, тем более что нас и так по просьбе командования ОГВ(с) задержали в зоне боевых действий дополнительно на месяц. БУГ вернулась домой, выполнив все поставленные перед ней задачи.
В ходе командировки выявляли не только сильные, но и слабые места Ка-50. Большая часть сделанных замечаний по технике была устранена камовской фирмой сразу после возвращения в Торжок. В итоге получен вертолет, не нуждающийся в модернизации долгие годы. А исследования в ЦБП и ПЛС продолжаются, делаем наработки на будущее. В настоящее время отработано практическое взаимодействие Су-25 и Ка-50. Ударный вертолет выполняет лазерную подсветку цели, по которой с максимальной дальности штурмовик пускает управляемую ракету.
Новиков. Позвольте мне добавить. Любое испытание необходимо для подтверждения достоинств машины, но самое главное ? выявить недостатки в новых разработках. Их надо устранить как можно раньше, сделать технику максимально безопасной для тех, кто ее будет эксплуатировать в строевых частях. Адаптировать для боевых действий. Во всем мире вооружение и боевая техника проходят через это, по-другому просто невозможно.
Например, одна из основных проблем применения боевой авиации ? управление на поле боя. Она стоит со времен зарождения авиации. Летчик может выйти самостоятельно в район цели, но найти ее - главная трудность. Здесь не поможет даже многоместность летательного аппарата. В боевых условиях цель маскируется, а средства ПВО противника не дремлют. Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня и другие ?горячие точки? убедительно это доказали. На третий-четвертый заход на цель приходится основной процент потерь авиации.
Решение этой проблемы найдено и впервые у нас в России реализовано на камовских машинах. В Чечне в состав БУГ входил Ка-29ВПЦУ, который вызвал массу вопросов и комментариев со стороны тех, кто не знает о его предназначении и роли в проведенных исследованиях. Давайте поясним для читателей. Этот вертолет выполнял функции целеуказания и боевого управления группой. Он стал ?дублером-прототипом? другой камовской машины Ка-52, налетавшей на сегодняшний день уже более 600 часов.
В Ка-52 заложена концепция разведывательно-ударного авиационного комплекса, при которой ?Аллигатор? может выполнять задачи самостоятельно или выполнять функцию руководителя ударной группы. На камовских вертолетах такая задача уже отработана, и в настоящее время вся информация, переданная с Ка-52, на мониторе-карте ?Черной акулы? автоматически обозначается в виде условных знаков о цели, что обеспечивает ударным вертолетам Ка-50 выполнение атаки по цели с первого захода.
Ка-50 приспособлен к самостоятельному поиску цели, как и другие ударные вертолеты, но включение в боевые порядки Ка-52 не только повысит эффективность боевого применения ударных групп, но и снизит наши потери.
- Алексей Иванович, как выйти из тупика, в который загнали армейскую авиацию и две лучшие вертолетостроительные фирмы, при создании ударного вертолета?
- Прежде всего надо быть последовательными в доведении до логического конца и реализации программ, признанных весьма перспективными и не утратившими своей актуальности на ближайшие десятилетия.
Выход может помочь найти Военно-промышленная комиссия, которая по своему статусу способна привлечь высококлассных экспертов как военного, так и конструкторско-производственного уровней, а также тех, кто принимал участие в госиспытаниях. Именно проведение комплексного анализа положения дел и перспектив развития армейской авиации позволит всесторонне оценить проблему и принять решение, отвечающее интересам России.
Послесловие. За рубежом в отношении ?Черной акулы? по-прежнему проявляется большой интерес. Потенциальные заказчики весьма внимательно отслеживают путь развития Ка-50 в нашей стране, более того, они уже прицениваются к нему.
Например, Турция объявила тендер на ударный вертолет, в котором ?Черная акула? по всем характеристикам была признана лучшим вертолетом. Однако по политическим соображениям пальма первенства была отдана американскому конкуренту. Когда США отказались выполнять условия тендера по предоставлению лицензии на производство боевого вертолета, результаты конкурса были аннулированы.
Теперь объявлен новый тендер, и турецкая сторона вновь внимательно изучает Ка-50.
Именно высокие тактико-технические характеристики, использование новейших разработок в области вооружения и возможность перекомплектовки по желанию заказчика делают камовскую машину столь привлекательной.
Однако для России может сложиться печальная ситуация, когда инозаказчики, оценив по достоинству все сильные стороны Ка-50, примут его на вооружение и нашим летчикам останется лишь завидовать своим коллегам.
Сегодня вопрос уже не риторический: ?Кто первым примет на вооружение ударный вертолет соосной схемы, Россия или США?? За этим стоят и экспортные перспективы на мировом рынке вооружения.