Любопытная информация.
Женщина с ребенком, украшающая нечетную сторону проспекта Ленина, затерянный во дворах улицы Николаева пионер, балерина, спрятанная в глубине улицы Мира – все это далеко не памятники и никогда подобного статуса не имели! В советские времена существовали комбинаты по производству элементов благоустройства, к которым относятся упомянутые скульптурные формы. Их можно встретить во многих городах России. Взять, к примеру, сталевара возле бассейна «Металлург» - серия скульптур подобного типа широко распространена в городах с развитой металлургической промышленностью. Установленный в мае 1965 года Карл Маркс – тоже не имеет ценности как памятник. Скажу больше: статуя Максима Горького также является элементом благоустройства, равно как и бюсты, установленные возле образовательных учреждений.
С некоторыми из них выходит любопытная ситуация – никаких документов на них нет, и кто именно изображен, остается только гадать. Такие «неопознанные скульптурные объекты» установлены на территории медицинского училища - справа и слева перед входом в здание находятся два бюста, в которых специалисты узнали Белинского и, предположительно, Ушинского. А вот кому поставлен памятник с левого торца здания, затрудняются ответить и преподаватели училища, и даже музейные работники. Памятник неизвестному герою, получается…
С художественной точки зрения представляет интерес стела Ялагину. Она установлена в октябре 1983 года, но кто именно увековечил Героя социалистического труда, неизвестно. Однако это не памятник.
Вообще статус памятника – это очень серьезно. Он подразумевает соблюдение многих нюансов: соблюдение технических условий, индивидуальное художественное мастерство ваятеля и, разумеется, наличие специальных подтверждающих бумаг. На каждый авторский памятник в архивах – целая папка с сопроводительными материалами!
Если говорить о памятниках, представляющих ценность, стоит отметить работы Ю. Орехова. Это маститый художник, много работавший и за рубежом, и в России. Его руки, к примеру, коснулись Храма Христа Спасителя. И тот факт, что в городе есть его работы, - большая честь. Скульптура Ленина на площади перед дворцом спорта «Кристалл», памятник Володе Корнееву у школы №3 вышли из-под рук Орехова.
Другой мастер – Н. Лысенко. Его работы получили прописку и в Ашхабаде, и в Форосе, и в Переделкино, и в городах Подмосковья. А в Электростали наш скульптор славен работой, украсившей площадь перед КЦ им. Н. Васильева 3 года назад. Речь идет о монументе электростальцам-участникам ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф. Ладони, защищающие мир, означают сущность человеческого подвига – люди своими руками оградили нас от этой беды.
Также работа профессионала - памятник Тевосяну перед киноцентром «Современник». Скульптором является Л. Николаев.
Но самый бесценный памятник – братская могила, в которой покоятся 17 солдат, умерших в госпиталях. Прежде она находилась на городском кладбище, но в 1968 году состоялся церемониал торжественного перезахоронения погибших на территории современного Мемориального комплекса. Причем, братская могила имеет областной статус.
Самая первая представляющая ценность мемориальная доска появилась в Электростали в 1967 году. Она установлена на фасаде школы №2 в память об учителях и учениках – всего почти два десятка фамилий. В том же году появилась доска Жулябину.
Но самое широкое распространение мемориальные доски получили в 2002 году – в разных районах города они прославляют Героев Советского Союза. Тогда же установлена мемориальная доска главному архитектору Электростали П. Лопушанскому, который посвятил 12 лет развитию и украшению облика родного города. В 2007-08 годах установлен ряд досок афганцам и воинам, погибшим на Северном Кавказе, а также заслуженным работникам различных сфер города. Лишь в 2009 году реестр не пополнялся – кризис…
Из статьи Натальи ЛЕЖНЕВОЙ, газета "Молва" за декабрь-2009.