Немного истерики:
http://www.apn.ru/publications/article19878.htmПуговицы в ряд
Российской армии больше нечем городиться
9 мая в Параде Победы на Красной площади нам показали не только привычные пешие колонны, но, как в былые времена, боевую технику. И на земле, и в воздухе. Зрелище было впечатляющим. Парад уже называют демонстрацией военных амбиций России.
Будучи слушателем военной академия Фрунзе, я трижды принимал участие в этом параде. Меня не может не радовать демонстрация российской мощи. Но с другой стороны ? я категорически против этого.
Да, я понимаю желание показать силу и мощь нашей армии всему миру. Вопрос в том, сможет ли эта сила и мощь явить себя в случае настоящей войны. Ибо никуда не девается печальная закономерность: чем хуже обстоят дела с оснащением армии, тем пышнее мы устраиваем парады.
Так что давайте поговорим об оснащении. Конкретно, с цифрами в руках.
Только на деньги, выделенные мэром Москвы Юрием Лужковым для ремонтных работ, связанных с прохождением по городу тяжелой военной техники во время парада, - а это более 1,4 млрд. рублей, - можно было бы купить более 47 танков (по стандартной цене 30 мнл. рублей за танк). Примерно столько же было отпущено Вооруженным силам на боевую подготовку - 1,5 млрд. рублей. Парад в Москве проводился за счёт этих средств. Причём на деньги, истраченные на горюче-смазочные материалы для боевой подготовки, можно было закупить около 50 танков.
А ведь, кроме Москвы, парады проводились в других городах-героях и в местах дислокации военных округов и флотов. На эту сумму можно закупить примерно столько же танков ? примерно полторы танковые дивизии.
Впрочем, некоторые говорят, что парад ? это ещё и витрина, то есть хороший способ продемонстрировать всему миру, в том числе и потенциальным покупателям нашей боевой техники, товар лицом. Это, дескать, коммерчески значимый момент.
Что ж, поговорим и о коммерции.
Откровенно говоря, экспортная политика России в области вооружений безумна. Она строится вразрез со всей сложившейся практикой, согласно которой страны?производители оружия производят его в первую очередь для своей армии, а уж потом начинают сбывать на сторону. Причём, как правило, на продажу идут морально устаревшие образцы вооружений. Россия ? исключение. Так, американцы производят для себя 75% вооружения а, остальное на экспорт. Россия ? наоборот: для себя - 20%, на экспорт 80%. Бронетанковое вооружение идет в основном в Индию, в Китай. Индия, например, за последние четыре года закупила 570 российских танков. Российская армия за это время получила 120 танков. Вертолетостроение: мы получили 30 машин, зато около 200 машин появилось на Ближнем Востоке и в Африке. Если говорить о военно-морском флоте, то вся наша промышленность работает и на Индию, и на Китай. Мы явно вооружаемся недостаточно.
Так что деньги, истраченные на торжества, лучше было бы потратить на перевооружение.
Впрочем, если уж говорить о закупках техники, то и здесь всё обстоит крайне скверно. Практика закупок батальонными комплектами не выдерживают критики. В советские времена была рассчитана и проверена практикой методика переведения частей и подразделений различных родов войск и служб на новое вооружение. Ее аксиомой был принцип ? замену вооружения производить только полковыми комплектами. Нынешняя практика ? поданная как достижение нового руководства Минобороны - даст нулевой эффект и лишний раз показывает некомпетентность руководства.
Скажем несколько слов и о других способах экономить на перевооружении ? например, о программе модернизации старых танков. Что ж, давайте посчитаем. Т-90 стоит около 30 миллионов рублей. Затраты на модернизацию танка, как показывает мировая статистика, могут составить до 60% стоимости новой машины такого класса. И модернизированный танк примерно обойдется в 18 миллионов. При этом, по большому счету, модернизация Т-72 в вариант Т-72М1 представляет собой бесполезную работу. Она ничего не дает по повышению огневой мощи и защите. Боезапас 125-мм танковой пушки практически устарел. Усиление верхней лобовой детали корпуса 16-мм броневым листом, а также использование песчаных стержней в качестве наполнителя в броневой конструкции башни практически не спасает Т-72М1 от современных противотанковых средств.
Модернизация в 2007 году 950 и в 2008 году около 4000 танков нужна Министерству обороны только для имитации процесса активной деятельности - с большими затратами для государства и выгодой для ремонтных заводов Министерства обороны, где (а вовсе не на танковых заводах ВПК!) проводится модернизация.
Самолетный и автомобильный парк тоже модернизируется на заводах, принадлежащих Министерству обороны.
Естественно, финансирование проходит мимо предприятий ВПК: оно непрозрачно и слабо контролируемо.