Включить зажигание, посмотреть на панель. Все лампочки должны загореться, особенно обратить внимание на лампу давления масла - если не горит при включенном зажигании - очень хреновый признак, их иногда банально отключают, дабы скрыть стремительно приближающийся каюк двигателю. После того как заводим - масленка должна гаснуть максимум через пару секунд после старта, аналогично с лампами ABS/SRS и прочих систем - только гаснут они обычно мгновенно.
Далее - катаемся, слушаем стуки в подвеске на неровной дороге (этих у нас как грязи, хе-хе), ощущаем работу тормозов (можно прокатиться в резкой манере, если умеете, подогреть диски - биений, а уж тем более хруста "по металлу" быть не должно), разворачиваемся "уперев" руль в крайние положения - не должно быть хрустящих звуков в районе ног и рывков на руле - верный признак кончины ШРУСа, и вторичный признак аварии "по морде сбоку", часто совершенно незаметной на кузове. Раскачка на "волнах" - признак дохлых стоек. При движении не должно быть рывков, "протроев" на малых оборотах и посторонних звуков при переключении передач, характерное "хрюканье" при втыкании передачи - метка дохлого синхрона, коробка скоро пойдет в переборку - здесь речь о механике. Если передачу "вышибает" - коробке каюк, прямая дорога в полную переборку. Операция недешевая, отметьте.
Отдельный разговор об автоматах - проверить его "на месте" непросто, но если трогаемся без рывков, разгоняемся ровно, передачи переключаются вовремя, провалов и перегазовок нет, - шанс что автомат скорее жив чем мертв. Однако здесь есть "но" - если автомат свежий, напичканый электроникой, свозите его на свервис по автоматам, подключите к компу, попросите слесарей оценить работу агрегата, не жалейте лишнюю тыщу рублей - дешевле потом будет. Перебраный автомат узнать очень сложно, а после хреновой переборки живут они не долго. Как тут быть - не знаю, честно. Не покупать автоматов, может быт, хехе?
Остановиться и открыть капот - облазать все в поисках подтеков, посмотреть состояние пыльников рейки и ШРУСов, замена - дело геморное. Подтеки масла из-под клапанной крышки - не страшны, попадаем на копеечную прокладку, из под головки блока - критично. Также критично наличие масла в корпусе воздушного фильтра, если там лужа - бегом от этой машины. Посмотреть течет ли недешевый гидрач, обычно - в местах крепления шлангов высокого давления; гляньте в каком состоянии проводка - обмотаные скотчем и пластырем провода - факт вмешательства в проводку олигофренов, и шанс попадалова на отдельные недешевые компоненты. Следы тосола на защите - смотрите откуда, обычно льет из-под боковины радиатора или помпы.
Отдельный разговор про пробег, сматывают его сейчас все кому не лень, стоит операция очень дешево, никакие электронные спидометры не спасают; и реальный придется оценивать по косвенным признакам - если даже вы доверяете продавцу, не факт что не скрутил предыдущий хозяин/салон. Пощупайте тормозные диски - большая кромка есть признак большого пробега, 3-4мм - за 200 тысяч. Даже в "сракерском" режиме тормозные диски убиваются долго. Хотя, как показывает практика, можно убить диски установкой говенных польских/белорусских/местных колодок - что тоже говорит не в пользу продавца. Езда на колодках \"до металла\" - признак конченого дебила, бегите от таких бегом. Косвенные признаки пробега в салоне - отполированая до блеска ручка КПП, просиженое сиденье водятла и отслоившаяся от металлической основы оплетка руля, если все это присутствует, то пробег там совершенно точно больше 250.000. Но не забывайте, что все это можно поменять на свежие аналоги с битых помоек, иногда за копейки. При всем при том большой пробег - не смертелен, если машина хорошо обслуживалась, то поездит еще порядочно - особенно если хозяин не поленился заменить комплект МСК/ГК/Кольца/Вкладыши - большинство продавцов о такой замене рассказывают сами. Если таковая замена обнаружена, кстати, это самый прямой признак пробега за 200.000, хе-хе. Если рассказывают про "капиталку" - то есть ремонт с расточкой, дело хуже, там запросто может быть пробег под пол-миллиона, или предшествующий убой двигателя жлобской эксплуатацией/риметом/просто идиотом.
За каждый обнаруженый некритичный косяк не забываем сбрасывать бабло, при обнаружении критичного - катим к следующему варианту.
Документы, переоформление.
Для начала - если есть хоть какие-то сомнения, полюбому пробейте VIN машины у гаишников, за небольшую плату вам помогут на любом посту. Заодно узнаете о "честных" авариях. При оформлении договора _внимательно_ просмотрите все данные, до цифры, если вкрадется ошибка хоть в одной букве - отхватите нехилый геморрой при постановке на учет. С продавцом следует договориться о сумме в договоре - при продаже авто свыше определенной суммы (?120.000?) вы получите прямо на дом бумажку с некислым налогом.
Cледует опасаться машин, стоявших на учете в различных дальних колхозах - иногда попадаются машины на "двойном учете" - ворованые помойки, поставленные по липовому ПТС на учет второй раз, и если в МСК/Области такие варианты не прокатывают, то там - запросто. Такое сокровище вы сможете только продать на разбор, с потерей денег, естественно.
Показывать машину криминалисту/нет - дело ваше, но будет не лишним, особенно с сомнительными вариантами. Перебитых - до фига и больше, многие документы ездят годами и меняют по несколько перебитых кузовов и хозяев. Обнаружить самому - не просто, здесь надо знать тонкости, которые не объяснишь в маленькой статейке. Для начала - поищите по интернету местонахождение VIN-кода в выбраной машине, на некоторых моделях этих мест десятки(!). Сравните пару, хотя бы, если несовпадение - прямая дорога к криминалисту.
сноска для альтернативно одаренных: Различие номеров на ремнях, тряпках и лобовом стекле говорит скорее об аварии с заменой салона и лобовухи, чем о перебитых номерах.
Как ехать.
Езда без страховки ныне карается жестоко, так что лучше сделать сразу, в любом из многочисленно гнездящихся возле гаи ларьков "строхоффка". Если продавцу старая страховка не нужна - ее осталось немного и расторгать нет смысла, можете забирать ее и езжайте невпейсаным, штраф небольшой. Транзиты следует прилепить - катая их в бардачке попадаем на "езду без номерных знаков" с диким штрафом и эвакуацией. За "просроченные" транзиты никакой эвакуации нет, не ведитесь, есть мизерный офф.штраф.
И последнее, но не в последнюю очередь - не западайте на первый показавшийся приличным вариант, посмотрите штуки три-четыре хотя бы, "почувствуйте разницу", очень отрезвляет при выборе.
Дополнения приветсвуются.