Нововедения в школах
Обед по карточке
Для информационного прогресса нет ничего ?святого? ? например, он покушается на карманные деньги, выдаваемые детям на завтраки и обеды. Теперь со смаком потратить их на вредные чипсы или ?Макдоналдс? (а то и сигареты или пиво) не удастся: деньги на еду родители будут класть на карточку, а проесть их можно будет только в школьной столовой. Процесс проедания выглядит гораздо затейливее обычного: карточку нужно приложить к одному из информационных киосков (компьютеры с сенсорными экранами стоят у входа в столовую и похожи на платежные терминалы), выбрать съестное из высветившегося меню, потом снова приложить пластик к считывающему устройству (ридеру), расположенному на раздаче. В общем, никакой свободы питания: мало того что выбирать придется только из скучного правильного меню, так еще и съесть чужой обед нельзя (на мониторе у буфетчицы кроме списка выбранной еды высвечивается фотография едока) или накормить по своей карточке полкласса (родители могут установить лимит потраченного ? например, не более 100 рублей в день). Правда, есть и приятная опция ? кроме сегодняшнего меню на экране высвечивается завтрашнее. Можно заказать еду на завтра ? чтобы привезли не котлету с картошкой, как всем, а рыбу с гречкой ? специально для тебя.
Электронный дневник
Этим вмешательство электроники в личную жизнь школьника не ограничивается. Информационно-аналитический центр департамента образования (ИАЦ) предлагает систему электронных сервисов. Школа может открыть на его сервере собственную страничку ? что-то вроде сайта школы, только гораздо подробнее и для внутреннего пользования. Педагоги и родители получают логины и пароли и могут заходить на нее через интернет. И вот тут-то даже привычное родительское ?покажи дневник? становится неактуальным ? родители сами зайдут и посмотрят отметки в электронном дневнике. Причем с комментариями учителя (?Маша съехала по алгебре ? получила пять с минусом? или ?Коля хорошо потрудился ? у него уже три с плюсом по физике?). Про родительское собрание или про грозное приглашение ?Отца ? к директору!? ?забыть сказать? уже не получится ? сами узнают, получив sms или е-mail.
Прогулять не получится
Если школа вступила в карточную эру по полной программе, то без карточки ученику ? никуда. Пришел в школу ? отметься на входе, приложив ее к карточному устройству или пройдя через специальную рамку, способную считывать до 6 карточек одновременно (такая рамка решает проблему турникетов, порой создающих очереди на вход в школу). Родители тут же получат sms: ?Ваш ребенок пришел в школу?. Не отметился ? в школе тебя вроде бы и нет. Поесть нельзя, оценку в электронный журнал не получить (а вдруг хорошая ? обидно), книгу в библиотеке не взять. Так что ?терять? пластик, который держит тебя на крючке, как опасались оппоненты нововведения, просто невыгодно. Если все-таки карточку потерял, ребенку выдадут временный код, пока изготавливается новая. Кстати, скачок в информационную эру для родителей бесплатен ? все оборудование ставится за счет городского бюджета.
Впрочем, говорить о тотальном контроле и засилье ?большого брата? в московских школах пока рано ? информационно продвинутых школ в столице пока всего 191 (примерно каждая седьмая). В департаменте надеются, что до конца года прибавится еще около сотни. Но в ИАЦ считают, что лучше не форсировать события: директор и педагоги должны дозреть до понимания необходимости электронных технологий ? как минимум, перестать относиться к ним как к ?баловству?. Ведь именно педагоги-предметники должны будут привыкнуть дублировать классный журнал в интернете или вывешивать домашние задания (в электронных сервисах есть и такая опция). Иначе ничего, кроме недоразумения, не получится. Кстати, дети в отличие от взрослых обычно с восторгом принимают всяческие гаджеты, мгновенно их осваивают, а если надо, всегда найдут способы обеспечить себе в отношениях с ними ?дружественный интерфейс??
зы. нужно ли это всё (или частично)? приживется ли такая система? ваше мнение по этому поводу.