Купили еще пива и водки. Времени -- три часа дня. Ну, за работу. Открутили кардан от заднего моста (четыре болта, легко), заодно отметив, что весь дифференциал в масле, болты его руками крутятся, от прокладки одни клочья, и внутри он, видимо, сухой

; подвесной подшипник от дна (два _внешних_ болта, не перепутайте со внутренними); третью опору (ее лучше сразу открутить как от дна -- два болта, так и от коробки -- болт и гайка). Кардан снимать не надо, мешаться не будет. Вообще, Бак с Шустовым изначально хотели снимать коробку (как и страшее поколение советовало), но я их отговорил, и правильно сделал. Далее, снимаем привод сцепления -- два легких болта (вообще, все откручивалось на удивление легко, ни один болт не пришлось отмачивать, тем более, срывать), массу -- один болт, привод спидометра не трогаем, и готовимся к самому интересному -- болты коробки. Их четыре, плюс два -- от стартера (у некоторых может еще быть некий одиозный третий болт, но его нормальные люди выбрасывают, первый раз открутив, ибо от него геморрой один) Два из этих болтов (которые слева по ходу машины) удобней открутить снизу, один (нижний правый) -- более-менее все равно откуда, стартер и самый сложный, верхний, болт -- из мотора, предварительно сняв воздухан. Так. Вроде, коробку отделили. Берем монтажки и пытаемся отодвинуть ее назад. Отодвинули, но чуть-чуть, только маховик увидели. Дальше не идет. Что, думаем, за ...? Пообедали, выпили, догадались, что в салоне не худо бы кое-что снять вокруг рычага, и делать это надо было, конечно, на неперевернутой машине

)), как, впрочем, и гайки из мотора отвинчивать. Шустов, будучи человеком самоотверженным, как-то через открытое окно снизу туда залез и отвинтил. Что и как -- не знаю, так как не видел, но не очень сложно. Отвертка там крестовая нужна. Вобщем, коробка сдвинулась на нужное расстояние (чтобы вал из корзины вышел), но потребовалась синхронная работа двумя монтажками -- один, опираясь на выхлопную систему, как бы приподнимает, второй непосредственно отодвигает картер сцепления от маховика. Тут же нам в руки выпала некая безобразно искореженная железка. Отвинтили корзину от маховика (шесть болтов), вынули сцепление. Тут надо отметить, что Бак был уверен, что у него кончился диск и (как он считал) спекся с корзиной. Мы с Шустовым с самого начала относились к данной теории скептически, но Бак новый диск-таки купил, за 120 штук. Итак, вынули совершенно нормальный диск и совершенно нормальную корзину

. А с вала сняли совершенно мертвый выжимной подшипник -- он совсем не крутился, и внутри его что-то гремело. Тут нам помогло советом старшее поколение, знающее толк в Жигулях. Оказывается, обломки, которые выпали нам в подставленные ладони, именуются "крабом", и при жизни крепились на наружную сторону корзины на трех пружинных лапках с заклепками -- вобщем, посмотрите на новую жигулевскую корзину, и поймете. Ни на одном импортном сцеплении, в том числе для Жигулей, этой дряни нет. Времени было семь вечера, и даже пытаться найти "краба" отдельно в магазинах было бесполезно -- только на рынок, то есть с утра. Ну что, прибрались вокруг машины, опускать, памятуя, с каким трудом ее опрокинули, не стали, но на всякий случай надели левые колеса. Первый день окончен.
День второй. Бак с утра купил краба (25 штук), выжимной (47 штук) и прокладку под дифференциал, где-то в обед подвалили мы с Шустовым. Бак успел за это время наклепать краба. Вообще, мы как-то не очень спешили -- то за портвейном ходили, то Шустову понадобилось пойти домой, покормить ребенка (жена некстати заболела) и он просил ничего интересного без него не делать -- мы поставили прокладку под дифференциал и залили туда масло. Большой плюс того, что машина была на боку, проявился в том, что масло мы залили в сливную дыру, безо всяких там шприцев. Прокладку же поставили так: дифференциал разбирать -- дело гиблое, отвернули все винты, вычистили из щели обломки старой прокладки, на новой сделали косой разрез и завели ее на место разрезом кверху -- все дела. Вообщем, дошли мы до самого интересного -- установка сцепления. Тут все обычно говорят -- нужна оправка, чтобы диск сел прямо, и первичный вал точно в него попал. Чего только не предлагают использовать -- деревяшку, железку, такой же вал... Однако, все это сводится к тому, что коробку надо снимать. Слушайте правильный способ. Мы его сами придумали, хоть, может, и не первые. На снятой корзине диск центруется вполне естественным образом. Далее, берется всем знакомый СуперКлей -- две капли, центруем диск на снятой корзине, даем подсохнуть, ставим -- без проблем. И не надо никаких оправок, и коробку снимать не надо. Только не забудьте _сначала_ поставить выжимной на вал и защелкнуть вилку, а то при установленной корзине щели не хватит, чтобы его просунуть. Щели вообще хватает только-толко, чтобы просунуть корзину. Но хватает, надо только поактивней монтажками работать

А дальше? А что дальше -- собрали в обратной последовательности, только уж то, что по уму надо в нормальном положении машины закручивать, так и закрутили, после того, как "на ноги" поставили.
В процессе сборки случилась история -- подходит к нам чувак, не совсем новый русский, но с замашками, и просит трос. У нас нет. Ну, говорит, может, веревку какую покрепче. И объясняет: оставил в квартире друга в дупель пьяного, а тот железную дверь на щеколду изнутри закрыл и на звонки не реагирует. Хозяин хочет спуститься с верхнего этажа на веревке (с четвертого на третий, у него окно открыто, балкона нет). Ну, Шустов говорит: сделаем, только без бутылки не полезу

(а Шустов -- альпинист, помимо всего прочего). Ну, говорит, какой базар. Шустов пошел домой за снарягой, хозяин -- звонить в верхние квартиры. Кое-где никого не было, а в других местах ему в силу специфичной манеры общения дверь не открыли

Вобщем, полез Шустов с крыши (девятиэтажка), а Бак тем временем за видеокамерой сбегал. Вобщем, было весело, кончилось все хорошо, мы купили еще бухла (было холодно и надо было греться), закончили сборку, все убрали, опробовали -- все отлично, все работает. Выводы: Сцепление у классики на улице поменять своими силами можно. И можно за один день, если с утра начать, и работать не так, как мы, с пивом и портвейном, а нормально

. Выхлопную систему, и, соответственно, коробку, снимать не надо. Требуется иметь: как минимум двух человек, возможность организовать человек еще четырех для опрокидывания, две монтажки, более-менее стандартный набор ключей и головок, желательно с удлинителями и карданчиком. Вот, собственно и все
