"Московские новости" ?13 за 2006 год (14.04.2006)
Лики дедовщины
Возможно ли побороть неформальную иерархию в закрытом сообществе?
Сергей Новиков
Опять чудовищное проявление дедовщины потрясло страну. Как обычно, следом обнаруживают еще целый ряд подобных случаев. Их обсуждают, возмущаются, спорят, однако, чтобы победить явление, надо его определить.
Принято дедовщину уравнивать с неуставными взаимоотношениями, что совершенно неверно. Неуставные взаимоотношения включают в себя издевательство над подчиненными, действия этнических группировок и иные явления, эти факты необходимо обнародовать и пресекать, но к дедовщине они отношения не имеют.
Дедовщина - угнетение (унижение, вымогательство, порабощение, любая форма неравноправного положения) лиц, формально равных угнетателям, выводящим свое право на угнетение из большего времени пребывания - традиционно в армии или на флоте. О дедовщине в наших Вооруженных силах говорится много, однако необходимо знать, что возникла она не сейчас и не в нашей армии.
Участники неформальных взаимоотношений в закрытых сообществах редко оставляли воспоминания, почетного в них было мало - униженные почти неизбежно становились угнетателями. Яркое исключение - сотни лет существующая в Англии система интернатов, через которые прошло большинство мальчиков из высших слоев общества. Мемуарная и художественная литература рассказывает про общепринятое прислуживание и унижения младших школьников старшими. Интересен рассказ о превосходящих допустимый уровень издевательствах, которым подвергался будущий король Георг VI (отец ныне царствующей королевы). Виновные подростки объяснили свои действия тем, что в будущем им приятно будет вспомнить, как король исполнял обязанности слуги. Очевидно, что определенный уровень дедовщины допускался.
Войска СС - элита вооруженных сил Третьего рейха. Вдруг обнаруживается свидетельство генерала фон Мелентина о дедовщине в укомплектованных отборными солдатами танковых частях СС.
Изнеженному мамашей юноше коллеги по экипажу устроили веселую жизнь. Он дезертировал с фронта и отправился домой, но на полпути был арестован и приговорен к смертной казни. Утвердить приговор должен был командующий танковой армии СС обергруппенфюрер Дитрих. Вместо того чтобы просто подмахнуть бумагу, как это делали многие генералы, он внимательно изучил дело и приказал доставить к себе дезертира. Выслушав грустную историю страданий юного танкиста, Дитрих встал и нанес солдату традиционный прусский удар ладонями по ушам, после чего предоставил солдату недельный отпуск. Протокол заседания военно-полевого суда и смертный приговор исчезли. Случай, должно быть, обычный - автор пишет не о дедовщине, а о гуманизме командующего армией.
Российскую армию окормляют около двух тысяч священников - в основном бывших военнослужащих. В последние годы священниками становятся многие прапорщики и офицеры, не нашедшие себя в гражданской жизни. Отставные военные быстро находят себя и в монастырской жизни - близки между собой армейская и церковная дисциплины. Что же происходит в еще более закрытых от общества, чем армия, монастырях (о дедовщине в церковных учебных заведениях XIX века - "Очерки бурсы" Помяловского), если об атмосфере откровенной дедовщины, созданной в некоторых из них, говорит на юбилейном Архиерейском соборе Святейший патриарх?
Очень редко достоянием гласности становятся сведения о проявлениях дедовщины в спортивных коллективах высокого профессионального уровня. Как и везде, она маскируется под наставление младших на путь истинный и естественное уважение к ветеранам. Еще в советское время в прессе сообщалось о пожизненном отлучении от профессии тренеров прославленной гродненской школы спортивной гимнастики (воспитавших, в частности, любимицу миллионов зрителей Ольгу Корбут), виновных в систематическом применении "недопустимых методов подготовки" и других не совсем понятных грехах. Что скрывалось за обвинениями - не ясно и теперь, заслуженные тренеры не протестовали. Совсем недавно в печати появилась информация о гнусных, калечащих юные души методах воспитания в одной из лучших школ художественной гимнастики.
Часто высказывается мнение, что дедовщина создается солдатами, ранее побывавшими в местах заключения (в былые времена таких не призывали). Часть авторов, пишущих (и снимающих) на модную "тюремную" тему, просто не имеет представления о действительном положении, другая часть имеет, но по разным причинам не заинтересована в его освещении. Третья часть авторов - лица, вызывающие у читателя наибольшее доверие, поскольку они сами имели несчастье побывать в местах лишения свободы. Поскольку "интеллигент" совершенно чужд как заключенным, так и администрации, правду ему не говорит никто, поэтому обобщение такого опыта отнюдь не содействует прояснению ситуации. Так возникают заполнившие СМИ художественные и документальные материалы, удовлетворяющие любопытство читателей и зрителей, но практически не отражающие реальную жизнь.
Созданные в наших местах заключения нравы и обычаи жестоки, часто несправедливы и чудовищны, но ничего похожего на дедовщину в них нет. Есть своя иерархия, есть унижения и издевательства, но представление о бесправии только что пришедшего и особых правах старого "сидельца" в "законах" и "понятиях" преступного мира отсутствует. "Табель о рангах" строится по-другому. К мерзостям дедовщины "нравы уголовной среды" отношения не имеют, совсем не там ее корни.
Более полутора веков русский мужик служил в армии 25 лет. Мемуаров солдаты не писали, а образованное сословие их быт не слишком интересовал. Известно, что в современном понимании казарменной жизни не было - солдаты имели семьи, подрабатывали промыслами, создавали производственные артели и денежные кассы для удовлетворения общих потребностей. Это - "неуставные взаимоотношения", но не пресекать их у офицерства ума хватало. В почти поголовно неграмотной крестьянской России солдаты обучались чтению, письму, арифметике. Ограничений в получении военного образования не было - из солдатской и матросской среды вышли многие прославленные генералы и адмиралы. Даже очень приблизительно представляя жизнь старой армии, совершенно невозможно допустить, что в быту солдат, служивший третий десяток лет, был равен недавнему рекруту.
"Цуканье" - дедовщина в военно-учебных заведениях российской империи - описано подробно и разнообразно. В повестях "Кадеты" и "Юнкера" Куприн нарисовал неприглядную картину унижений младших старшими. В "Пути русского офицера" Деникин показывает отношения в юнкерской среде куда более человечными, хотя упоминает и "цуканье". Видимо, правдивы оба - армия велика, нравы могли разниться очень сильно.
У молодых людей с несформировавшимися навыками социального общения "играют гормоны". Биологически инстинктивное стремление к доминированию свойственно стадным и стайным животным, особенно резко выражено оно у приматов. Важен ответ на вопрос: как, а главное - зачем бороться с природным явлением?
У нас всенародно искореняли предпринимательство и спекуляцию. Боролись со стилягами, западной музыкой, иными "чуждыми явлениями". Относительно недавно уничтожали пьянство, побеждали порнографию, конфискуя видеоаппаратуру и лишая свободы людей за демонстрацию фильмов, признанных теперь выдающимися произведениями кинематографа.
Целью этой борьбы явно не полагалась "победа" - вменяемый человек не мог считать реальной полную победу над пьянством или спекуляцией. Многим организациям и людям была выгодна бесконечная борьба, а не анализ сложных явлений и введение их в разумные рамки.
Результаты борьбы - множество сломанных судеб и материальный ущерб - просто несопоставимы с ничтожностью достигнутых результатов. Вероятно, обычными корыстными причинами объясняется не имеющая позитивной цели борьба с проституцией и почти всемирное сражение с потреблением наркотиков, а не с наркомафией. Вместо изучения печальных явлений и попытки смягчения вреда от них - борьба.
Возможно, сейчас начнется борьба с дедовщиной. Конечно, необходимо бороться с жестокостью и издевательствами в армии, тщательно изучать их причины и вырабатывать методы их предотвращения. Более сложный вопрос: надо ли вообще бороться со складывающейся всегда и везде в любом закрытом сообществе неформальной иерархией?
Сергей НОВИКОВ, журналист (Москва)