Доходы населения за период с 1950-го по 1956 год выросли в 2 раза. В январе 1957 г. был принят закон о пенсионной реформе, в результате пенсия у рабочих увеличилась на 65%, у служащих на 72%.
— Какова была финансовая и налоговая политика в то время?
—Эрхард смог провести снижение налогов, стимулируя инвестиции в обновление и развитие производства. В 1948 году вместо дифференцированной ставки корпоративного налога, варьировавшегося от 35 до 65%, была введена единая ставка 50%, для доходов ниже 2400 марок в год была введена ставка в 18%, был повышен порог для ставки в 95%, которая стала применяться на уровне от 250 тысяч марок в год. Для ослабления налогового бремени был также использован метод ускоренной амортизации недвижимости. В середине 50-х были снижены налоги на доходы по ценным бумагам. Для стимуляции экспорта предоставлялись налоговые льготы, под крупные контракты предоставлялось финансирование.
В 1947 году были созданы первые банки земель, принадлежащих их правительствам. В 1957 году был основан центральный государственный банк — Deutsche Bundesbank.
Исторически в Германии сложилась так называемая «немецкая» модель финансового рынка, для которой характерна более сильная роль в экономике банковской системы (в отличие от американской с более развитым фондовым рынком).
Одним из важнейших локомотивов роста экономики Германии стало стремительное развитие жилищно-строительной отрасли, объявленной национальным приоритетом. Финансирование осуществлялось за счет массированного стимулирования частных инвестиций и привлечения государственного финансирования, а основной приоритет отдавался строительству бесплатного, т.е. социального жилья, предназначенного для малоимущих семей.
Жилье делилось на три категории. Первую группу, предназначенную для граждан с минимальными доходами, составляли квартиры с площадью не более 65 кв. м, вторую группу — жилье с площадью не более 80 кв. м. Частные инвесторы, возводящие жилье первой группы, получали государственную компенсацию за разницу между затратами на строительство и арендными доходами. Для жилья второй группы компенсация разницы проходила поэтапно путем проведения налоговых списаний. Третья группа представляла коммерческое жилье.
Этот опыт имеет большое значение для России, но наша страна, имея все ресурсы для решения жилищной проблемы, продвигается в этом направлении крайне медленно, строительный рынок монополизирован, а цены на жилье, порой превышающие европейские и не соответствуют платежному спросу большинства населения.
Эрхард публично выступал против монополизма. С начала 1958 года начал действовать антикартельный закон, а основой рынка стал мелкий и средний бизнес, ставший настоящим «национальным достоянием» Германии. В Германии существует мощная практика поддержки малого бизнеса, с 1975 года они получают весьма значительные льготы по налогам и финансированию. Что крайне важно, существуют государственные консалтинговые программы, многочисленные организации и центры по поддержке развития.
А наша экономика находится в жестких тисках монополистов, поэтому создание в РФ эффективных механизмов антимонопольного регулирования, развития конкуренции и предпринимательства является важнейшей задачей.
— Но немецкое чудо ведь в свое время закончилось?
— После ухода Эрхарда к власти пришли социал-демократы, активно использовавшие подходы Кейнса. Однако Германии нужны были по- прежнему более синтетические рецепты. В дальнейшем тяжкое бремя системы социального и пенсионного обеспечения привело к росту нагрузки на бюджет, повышению налогов. Пенсионная система обеспечивала высокий уровень пенсий, но снизить их уровень стало крайне сложно по политическим мотивам. Высокие налоги стали негативно отражаться на экономическом росте, что в дальнейшем привело к росту безработицы. Вторая волна проблем пришла после объединения Германии в 1990 годы.
— В чем был секрет успеха Эрхарда? Через 40 с лишним лет его экономические рецепты ведь воспринимаются по-другому.
— Эрхард возглавил пост, будучи экономистом–ученым, и прекрасно применил свои знания на практике. Он был хорошим оратором, умел объяснить народу смысл экономической политики. Отвечая на вопрос о факторах успешного развития экономики, Эрхард говорил, что это: «находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства». Он создал модель рационального рынка, где в соответствии с христианско-демократической идеей требования рыночной эффективности были также важны, как и соблюдение социальной справедливости.
— Насколько реализованная в тогдашней Германии модель универсальна, применима к другим странам?
— Германская модель как модель реальной экономики имеет свои неоспоримые плюсы, хорошо видные на фоне американской модели «потребительской экономики», фактически вызвавшей мировой кризис. Сейчас ряд экономистов обращают на это внимание. Мы хотим инновационную модель экономики? Вот она — пожалуйста. Нам есть чему поучиться у Германии.
— Насколько похожи реформы «шоковой терапии» в РФ на реформы Эрхарда?
— При некоторой схожести – переходу к рынку, отмены регулируемых цен — механизм, итоги и особенно результаты реформ были разными.
Вначале реформ в России был введен высокий НДС — 28%, развилась высокая инфляция, были уничтожены сбережения населения. Эти обстоятельства создали крайне неблагоприятный фон для развития экономики. Первый этап наших реформ 1992-1998 годов был проведен по внешним, западным «лекалам», взявшим за основу либеральные догматы, в которых не нашлось места для суверенной экономической политики. Главной задачей выступало не создание эффективной экономики и рост благосостояния населения, а построение абстрактного рынка, формирование новых элит и перераспределение собственности.
Подсчитано, что помощь по линии плана Маршала в Германии использовались крайне эффективно, отдача с каждого доллара составила от 10 до 20 долларов. Известно, Россия с 1992 года активно привлекала внешние займы — около 60 млрд.долл под проведение реформ по рецептам МВФ, но эффективность их использования была низкой. Никаких значимых вложений в реальный сектор сделано не было.
Правительство Аденауэра-Эрхарда всегда действовало в интересах большинства населения, добиваясь «благосостояния для всех», что позволило ему полностью легитимно находиться у власти около 15 лет. Им не была присуща столь распространенная политическая болезнь, как создание «преференций» для узкого круга групп и компаний.
— Но ведь реформаторам в Германии в чем-то было легче? Например, капитализм как система был уже сформирован.
— Конечно, в Германии при переходе к рынку была капиталистическая инфраструктура, сохранявшаяся и во времена нацизма, население имело опыт предпринимательства. Отсутствие сильной государственной политики в РФ, минимизация ее социальной составляющей привели к доминированию интересов различных групп «влияния» и монополистов, надежно прикрытых псевдо-либеральными «ценностями». В результате экономика и государство лишается необходимых движущих сил развития.
Избыточная бюрократизация и коррупция на фоне неадекватного уровня ответственности чиновников затрудняет процесс экономического роста, инвестирования, развития предпринимательства, создания новых активов. Засилье рейдерства способствует процессам нерыночного, неэффективного перераспределения собственности.
Нашу экономику до сих пор тормозят такие рудименты прошлого, как низкий уровень экономической свободы, отсутствие позитивного инвестиционного климата, отчуждение населения от собственности и ресурсов страны, недостаточный уровень его экономической активности, неразвитость инфраструктуры.
Кризис 2008-2009 годов вызвал значительное сокращение ВВП, промышленного производства, рост безработицы. Финансовый кризис показывает иллюзорность многих «достижений» и второго этапа реформ — 2000-2008 годов. Как не было у нас адекватных импульсов к развитию реального сектора, инфраструктуры и науки, так их по-прежнему и нет. Так и сохраняется региональная отсталость.
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прошу прощения за "много букаф", но уж больно мне статья понравилась
