Предложения по внесению изменений и дополнений в проект Федерального закона «О полиции»
08 сентября 2010
Известная всем поговорка, что все решают кадры, очень актуальна при рассмотрении и обсуждении проекта Федерального Закона Российской Федерации «О полиции». Потому насколько будут образованными, с высокой исполнительской дисциплиной, с добросовестным исполнением служебных обязанностей, а особенно со знанием законов, постоянной обучаемостью сотрудники полиции, настолько проще им оберегать себя и граждан, работая без сучка и задоринки. Законность должна прививаться с самого начального этапа службы, как дети впитывают азы жизни с молоком матери.
Наверное, впервые в истории России, закон о правоохранительном органе вынесен на всенародное обсуждение и требует проработки и изменения или дополнения общими усилиями. Известно, чтобы закон заработал, он нуждается в нивелировании всех норм, дабы избежать в дальнейшем их двоякой трактовки. В законе не должно быть отсылочных пунктов деятельности полиции на другие законы и подзаконные акты. В противном случае закон будет “свадебным генералом”.
Конституция РФ - основной закон нашего государства. В ней четко отражено, что Россия является правовым, демократическим, социальным государством. Непоколебимость Конституции должна сохраниться в законе о полиции.
Хотелось бы предложить на рассмотрение некоторые изменения в проект закона о полиции:
- в главе 1 статьи 1 пункт 3 «Состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации». Дополнить: «На основании криминальной обстановки в государстве». Эта норма не даст возможность качеству работы полиции перерасти в количество. В настоящее время, со слов одного из бывших заместителей министра внутренних дел Российской Федерации, штатная численность участковых уполномоченных милиции составляет 58 тысяч человек. Результаты их работы население не знает. Да и они не могут быть высокими, т.к. участковый уполномоченный занимается от проверки мелких бытовых правонарушений и экономических. Полярность выполнения служебных обязанностей не дает возможность глубоко познать правовую базу рассматриваемого правонарушения, принять правильное решение. Для сравнения Федеральная служба налоговой полиции РФ имела штатную численность 43 тысячи человек. Результаты работы были впечатляющие. Существовала гласность реальной деятельности перед народом. Экономическая безопасность страны была в надежных руках профессионалов. Необоснованное увеличение штатной численности полиции несет дополнительную налоговую нагрузку на человека нашего общества;
- в главе 1 статьи 2 перечисляются основные направления деятельности полиции: 1) предупреждение преступлений и административных правонарушений; 2) выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 3) розыск лиц и похищенного имущества; 4) пресечение административных правонарушений и производство по делам об административных правонарушениях; 5) охрана общественного порядка; 6) обеспечение безопасности дорожного движения; 7) контроль за оборотом оружия; 8) контроль за частной детективной и охранной деятельностью; 9) охрана имущества и объектов по договорам; 10) государственная защита участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов; 11) оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам ( далее - государственные органы), органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от формы собственности ( далее – организации ), должностным лицам этих органов и организаций ( далее – должностные лица ), в защите их прав и законных интересов.
Пункт 2 данной статьи гласит: «Иные направления деятельности полиции определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами». На мой взгляд, неуместно включать в закон пункт 2 данной статьи, т.к. в пункте 1 основные направления полиции являются исчерпывающими. Все пункты деятельности полиции несут глубокую смысловую нагрузку для профессионалов полиции по их исполнению. Гражданина России не интересуют методы работы полиции, главное чтобы они проводились в рамках закона и не нарушали его законные интересы;
- в главе 2 статьи 5 пункт 2 говорится: «Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что она не может или не должна достигаться таким образом». В мировой и российской практике юристы предметы называют своими именами. Для того чтобы было понятно каждому человеку необходимо: не может или не должна достигаться таким образом, заменить, что она достигается неправомерными мерами;
- в пункте 3 статьи 5 глава 2 написано: «Сотрудник полиции не имеет права прибегать к пыткам, насилию, жестокому, бесчеловечному или унижающему человеческое достоинство обращению либо наказанию. Сотрудник полиции не должен поощрять и осуществлять любое действие, которым гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание в целях получения от него или от иного лица сведений либо признания, наказания его или иного лица за совершенные действия или за действия, в совершении которых они подозреваются».
Понятие «нравственное страдание» в данном пункте носит схоластический характер. Ибо нравственное страдание происходит из-за внутренней самооценки правонарушителя за свои действия, или бездействия. Оно может усилиться путем психологического приема сотрудником полиции о неоспоримых данных преступления, а также искреннего раскаяния оного. Даже на исповеди в храме перед Богом православный испытывает мучительные нравственные страдания за свои грехи, а их у нас немало;
- глава 2 статья 6 пункт 4 «Сотрудник полиции не может в оправдание незаконного действия или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, требования вышестоящих должностных лиц или какие – либо иные обстоятельства и мотивы». После слов «интересы службы», продолжить «несовершенство законодательства» далее по тексту. Так как этот распространенный мотив стал «футболом» от граждан их качественной проверки заявлений, обращений;
- пункт 3 статьи 7 главы 2 провозглашает: «Сотрудник полиции должен проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию». Пункт 1, этой же статьи обязывает: «Полиция осуществляет свою деятельность в отношении всех граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Сравнивая требования к сотруднику полиции по выполнению пунктов 1 и 3 статьи 7, приходишь к выводу, что пункт 1 по смысловой нагрузке шире по содержанию пункта 3. Сотрудник полиции не может быть «святее всех святых», в своей практической деятельности он руководствуется действующим законодательством, не входит ни в одну партию и конфессию. Поэтому пункт 3 не имеет право на жизнь;
-в пункте 8 статьи 8 главы 2 написано: «Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе учреждать специализированные средства массовой информации для распространения информации о деятельности полиции». По-моему «обязать», а не «вправе» учреждать специализированные средства массовой информации. Это важно как для сотрудников полиции, где они могут публично выступать с различного рода предложениями по эффективности борьбы с преступностью, профилактике преступлений. Так же они могут получать разъяснения по правоприменительной практике и другим вопросам. Думаю, у населения всегда был повышенный интерес к работе милиции, не уменьшится он и при работе полиции. Средства массовой информации эта та ниточка, которая позволит сплотить полицию и народ;
-в пункте 2 статьи 9 глава 2 говорится «Полиция должна стремиться к тому, чтобы действия ее сотрудников, при всей своей строгости и решительности, были обоснованными и понятными для граждан». Это вызывает чувство отцовского воспитания за проделки шалуна. Необходимо слово «обоснованными» заменить на «законными и понятными для граждан»;
- пункт 5 той же статьи изложить: сотрудник полиции приносит извинения в устной или письменной форме гражданину, чьи права и свободы были им нарушены, так как в проекте не указана форма извинения;
- пункт 5 статьи 35 глава 6 разъясняет: на сотрудника полиции не распространяются отдельные обязанности, ограничения и запреты, предусмотренные статьями 27, 29 и 30 настоящего Федерального закона, когда такие обязанности, ограничения и запреты препятствуют выполнению сотрудником полиции обязанностей по осуществлению оперативно – разыскной деятельности. Установление таких обязанностей, ограничений и запретов, а также определение сотрудников полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Эта норма противоречит проекту закона о полиции, а также не согласуется с существующими законами. Даже самые «щекотливые» вопросы для полиции нужно прописать в законе. Хорошо когда министерство внутренних дел РФ возглавляет грамотный профессионал Р. Нургалиев, ему можно верить. А придет другой?
В целом проект закона о полиции корректен и концептуально выдержан. Для претворения в жизнь закона о полиции необходимо на федеральном и территориальном уровне иметь высокопрофессиональную юридическую службу (департамент)