Касательно условий проезда в электропоездах «Горьковское направление» с 1990-х годов имеет репутацию худшего в Московском узле, самого «беспредельного» направления. В часы пик (утром — в сторону Москвы, вечером — из Москвы) электропоезда переполнены. Как правило, в «дальних» электропоездах (в особенности, маршрута Москва — Петушки — Москва) присутствуют маргинальные элементы «бомжово-криминального» вида. Перед посадкой принято закидывать сиденья игральными картами или другими предметами, это делается во время отстоя поезда или во время движения в сторону тупиков на участке Серп и Молот — Москва-Курская. Таким способом маргиналы удерживают сиденья для своих дружков, входящих на других станциях. Иногда практикуется продажа занятых мест. Привычная ситуация для вечерних электропоездов Москва — Петушки на Курском вокзале: в вагоне свободны (но помечены игральными картами) почти все сидячие места, при этом в проходе толпятся стоящие пассажиры из числа цивилизованных людей, которые не смеют идти на конфликт с «подзаборным» контингентом, закидавшим сиденья картами.
Пассажир, осмелившийся сесть на сиденье, «помеченное» игральной картой или сигаретной пачкой, будет насильственно вышвырнут с него, а случае сопротивления избит превосходящими силами «полубомжей». Иногда можно встретить вагоны, заполненные исключительно маргиналами, которые курят не вставая с сидячих мест. На всех остальных направлениях Московского узла принято курить в тамбурах. Официально курение в пригородных поездах строго запрещено (в том числе в тамбурах), но контролёры-ревизоры и милиция преступно закрывают глаза на табакоманов, медленно убивающих нормальных людей. Кроме того, пассажиров «мучают» вагонные торговцы и «музыканты»-попрошайки, постоянно движущиеся по вагонам (эта деятельность незаконна, но никем не пресекается). Вышеназванные печальные явления отсутствуют только в ускоренных электропоездах Москва — Железнодорожная, Москва — Орехово-Зуево, Москва — Ногинск, Москва — Владимир.
По состоянию на 2010 год, обстановка в поездах имеет тенденцию к медленному улучшению. Вопиющего беспредела, привычного для середины 2000-х годов, становится меньше. Курение в салонах вагонов (не в тамбурах) уже практически не отмечается. Можно надеяться, что со временем дурная репутация «Горьковского направления» уйдёт в историю.
Практически все электропоезда отправляется из «Горьковских тупиков» на Курском вокзале Москвы. До 2010 года некоторые электропоезда (около 1 процента от общего объёма движения) отправлялись от транзитных платформ Курского вокзала («платформ Курского направления»). Эти электропоезда были приписаны к депо Перерва (в отличие от остальных, приписанных к депо Железнодорожная). По состоянию на 2010 год, «перервинских маршрутов» нет.
Существует техническая возможность движения электропоездов в сторону Москвы дальше Курского вокзала (например, по маршруту Железнодорожная — Каланчёвская — Нахабино). По неподтверждённым данным, до 2010 года таких маршрутов не существовало (как минимум с начала 1990-х годов их точно не было). В 2010 году появился один маршрут ускоренного электропоезда сообщением Орехово-Зуево — Курский вокзал — Москва-Каланчёвская (в обратную сторону, от Каланчёвской через Москву-Курскую в депо Железнодорожная, следует резервом, без посадки пассажиров).
Объём движения грузовых поездов и пассажирских поездов дальнего следования на участке Москва — Фрязево меньший, чем на участке Фрязево — Орехово-Зуево и далее в сторону Владимира. Многие пассажирские поезда в сторону Нижнего Новгорода отправляются с Ярославского вокзала Москвы и следуют по соединительной линии Мытищи — Монино — Фрязево. Пункт отправления грузовых поездов в Москве — станция Кусково, связанная с соседней сортировочной станцией Перово. На участке Кусково — Москва-Курская грузового движения практически нет.
По данным на 2010 год, к Московско-Нижегородской железной дороге примыкают три тупиковые ветви общего пользования: Реутово — Балашиха, Фрязево — Захарово (продолжается в виде ведомственной линии до Черноголовки), Павловский Посад — Электрогорск. Из Москвы до Балашихи, Захарово и Электрогорска курсируют электропоезда.
Примыкающие ведомственные линии значительной протяжённости: Железнодорожная — завод «Минвата», Купавна — Старая Купавна (завод «Акрихин»), Электроугли — завод «Вторметинвест», Фрязево — 502-й завод по ремонту ВТИ.