Философско-мистическое учение Г.Сковороды.
Родился в Харьк. обл. Фил., поэт, педагог. Учился в Киево-Мог. акад. Преподавал гуманитарные дисциплины в Харьк. коллегиуме. В 70-тые г. - странствующий нищий фил. Крестьянский просвятитель. "Сад божественных песен", "Харьковские басни". Исходит из идеи трех миров:1.макрокосм (Вселенная), 2.микрокосм (человек), 3.мир символов (связывает малый и большой мир) - библия, ее образец. Последний из миров состоит из видимого(сотворенный мир) и невидимого(Бог). О человеке. Выделяет в нем внутр. (духовное) тело и внеш. (земное) тело. Духовная сущность человека - борьба добра со злом. Основная проблема человеч. сущ-вания: познание невидимого через видимое. Т.е. проблема самопознания, обнаружение сердечного, единого человека. Состояние счастья - любовь к мудрости и сама мудрость. Занял позицию: фил. - жизнь, жизнь - фил. Верит в бога, но не во всем согласен с библией (конец мира, сущ. Христа). Теория неравной равности: все мы равны перед богом, т.к. он всех нас одинаково любит, но и неравны, т.к. мы его любим неодинаково. Методы познания: рассмотрение в каком-либо явлении противоречивых сторон. Мир двойственным: живое-мертвое, ложь-правда. Пантеист: Познание природы - божье познание. В об-ве вцелом, как и в человеке, выделяет 2 стороны: Внешнюю (тленная, если она преобладает, то об-во разрушается) и Внутренняя (разумная сущность). Кто не замечает проявления внеш. и внутр сторон, тот не знает ничего. Нравственности (удовлетворение трудом) противопоставляет безнравственую мораль богатых. Будущее: устранение деления на богатых и бедных