Хватит донимать Путина, ведь Россия снова на коне ("Los Angeles Times", США)
Клиффорд А. Купчан (Clifford A. Kupchan), 14 июля 2006
На поле появился новый игрок, и Западу следует действовать по-новому
Россия, купающаяся в нефтедолларах, вновь стала 'звездой' на мировой арене. Такого геополитического влияния у русских не было уже 30 лет. Новообретенная уверенность Москвы (возможно, даже чрезмерная) связана с высокими ценами на сырье и семью годами мощного экономического роста в стране. Сегодня Кремль поигрывает мускулами на Ближнем Востоке, в отношениях с Европой, укрепляет отношения с Китаем.
Однако Запад до сих пор не понял, что Россия снова в игре. Многие в политическом руководстве США и европейских стран по-прежнему воспринимают ее как ослабленную державу, которая может сколько угодно протестовать, но не в состоянии помешать Западу 'привязывать' ее соседей к НАТО.
В связи с саммитом 'большой восьмерки', который начнется в субботу под председательством российского президента Владимира В. Путина в приведенном по этому случаю в порядок Санкт-Петербурге, Вашингтону следует уделить больше внимания изучению статистических данных об объеме товарооборота, и поменьше думать о недостатках Путина. Он должен смириться с тем, что нынешний Кремль будет энергично отстаивать национальные интересы России и не станет уклоняться от конкуренции с Западом в борьбе за политические и экономические преимущества.
Нравится это нам или нет, на мировой арене появилась новая неприсоединившаяся великая держава.
Краеугольный камень путинской стратегии - 'сырьевой национализм', усиление государственного контроля над добывающей промышленностью, составляющей основу экономической мощи России и ее растущего влияния в мировой политике. Сегодня на долю государственных компаний приходится 30% от общей добычи нефти в стране; если слухи о предстоящей покупке государством других фирм, находящихся ныне в частных руках, подтвердятся, к 2008 г. эта цифра повысится до 60%. В начале этого года Кремль установил прямой контроль над 'Газпромом': его объем производства составляет 20% от мировой газодобычи; кроме того, концерн владеет 16% общемировых запасов этого сырья. Кроме того, правительство усиливает свое влияние на ситуацию в нефтяной индустрии за счет эффективного использования налоговых инструментов и лицензирования.
Резкий рост цен на металлы за последние пять лет также способствовал усилению экономической мощи России. Она числится в первой пятерке стран мира по производству никеля, титана, алюминия, платины и палладия - важнейшего сырья для авиакосмической, автомобильной и других ключевых отраслей промышленности. В этом секторе наиболее вероятными объектами для перехода под государственный контроль считаются 'ВСМПО-Ависма', производящего треть выпускаемого в мире титана, и 'Норильский Никель', на долю которого приходится 20% общемирового производства никеля.
Российская экономика бурно развивается - с 2001 г. среднегодовой рост ВВП составляет 6,1%. В розничной торговле среднегодовой рост составляет 12%, в строительстве - 10%, в секторе услуг - 7%. Хотя диспаритет доходов по-прежнему велик, уровень жизни населения, по крайней мере, горожан, повышается - и не только благодаря нефтяным поступлениям.
Наконец, Россия проводит образцовую макроэкономическую политику, что позволяет удерживать инфляцию под контролем, а относительная стабильность, воцарившаяся в стране при президенте Путине, способствует росту.
Но можно ли считать российскую экономическую мощь - и рост - устойчивыми? Скорее всего, да. Цены на энергоносители и металлы, в обозримом будущем, вероятно, сохранятся на высоком уровне из-за напряженной ситуации на рынке и нестабильности в некоторых нефтедобывающих странах, например, Иране и Нигерии. Несмотря на недавнюю корректировку цен на металлы, они, как ожидается, также останутся высокими благодаря мощному спросу. Да и политическая система в России не обнаруживает признаков нестабильности.
Конечно, Россия сталкивается с определенными трудностями. В долгосрочной перспективе отсутствие системных реформ угрожает росту и стабильности; не может страна похвастаться особыми достижениями и в реструктуризации монополий, осуществлении административной реформы и обуздании коррупции. Энергетический сектор остро нуждается в инвестициях для разработки новых нефтегазовых месторождений, ведь уровень добычи уже падает. Если реформы не будут проведены, рост ВВП может снизиться - а вместе с ним и поддержка власти в обществе. В политическом плане позиции Путина очень сильны, и он, скорее всего, без труда сможет передать власть избранному им преемнику. Однако для сохранения стабильности России нужен не просто сильный человек вроде Путина во главе государства, но и укрепление института президентской власти в целом, позволяющее ей эффективно управлять страной и выступать в роли арбитра в экономических вопросах.
Несмотря на эти проблемы, высокие цены на сырье, рост и политическая стабильность, судя по всему, гарантируют дальнейшее укрепление российской экономики по крайней мере до 2012 г.
Восстановление влияния Москвы в международных отношениях проявляется на целом ряде фронтов. Она играет ключевую роль в связи с иранским ядерным кризисом, действуя независимо - уверенно сопротивляясь давлению США в пользу введения санкций против Тегерана, и продвигая собственные разнообразные интересы в этой стране. Кроме того, Кремль отошел от солидарной позиции с Западом, начав переговоры с ХАМАС. Россия также активно сближается с Китаем: в ближайшие десять лет она станет одним из крупных поставщиков нефти и газа в эту страну. В прошлом году две страны совместно провели масштабные военные учения.
Однако порой Россия пытается 'прыгнуть выше головы'. В апреле Москва потрясла европейские столицы заявлением о том, что перераспределит поставки газа в пользу других клиентов, если ей не позволят приобретать газораспределительные активы в Европе. Однако Путин блефовал: инфраструктура для доставки российского газа в другие регионы будет создана самое раннее через десяток лет. Одновременно Россия активно поддерживает антилиберальные режимы в соседних странах, в том числе Узбекистане, Казахстане и Беларуси: эта политика вызывает тревогу с точки зрения американских интересов и ценностей.
Вашингтону необходимо пересмотреть свою стратегию. Готовясь к саммиту 'восьмерки' США должны разработать новую парадигму отношений с Россией - ее можно было бы охарактеризовать как 'управляемую конкуренцию'. Соединенные Штаты должны воспринимать ее так же, как они воспринимают Китай и Индию - относясь к Москве с уважением как к крупной неприсоединившейся державе. Прошли те времена, когда Россию можно было считать 'младшим партнером'. Вашингтону следует признать, что любая великая держава осуществляет особое влияние в соседних с ней регионах, но при этом спокойно и откровенно обсуждать с Москвой разногласия по ситуации в Евразии и проблемам демократии.
Подобный политический курс позволит улучшить отношения с российскими лидерами, гордящимися своим 'нефтяным могуществом', и расширить сотрудничество по вопросам нераспространения, войны с террором, энергетики, экологии и множеству других проблем. Вашингтон должен двигаться вперед, основываясь на реальной оценке нового статуса России.
Клиффорд А. Купчан - директор консалтинговой фирмы, специализирующейся на оценках политических рисков