Автор Тема: Free Software  (Прочитано 1576 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн exBoMBeR

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21338
  • Карма: -273
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Free Software
« : 16.11.06, 11:41:38 »
http://www.gnu.org/philosophy/free-sw.ru.html

Что такое свободное программное обеспечение?

``Свободное программное обеспечение'' означает свободу, а не цену. Чтобы понять эту концепцию, следует представлять себе ``свободу слова'', а не ``бесплатное пиво''. (В английском языке ``free'' означает как ``свободный'', так и ``бесплатный'', --- прим. перев.)

``Свобода ПО'' означает право пользователя свободно запускать, копировать, распространять, изучать, изменять и улучшать его. Более точно, существуют четыре разновидности свободы пользователей программы:


Свобода запускать программу в любых целях (свобода 0).
Свобода изучения работы программы и адаптация ее к вашим нуждам (свобода 1). Доступ к исходным текстам является необходимым условием.
Свобода распространять копии, так что вы можете помочь вашему товарищу (свобода 2).
Свобода улучшать программу и публиковать ваши улучшения, так что все общество выиграет от этого (свобода 3). Доступ к исходным текстам является необходимым условием.
Программа считается свободной, если пользователи располагают всеми четырьмя свободами. Так, вы должны быть свободны в распространении копий программы, как модифицированных, так и оригинала, безвозмездно (то есть даром) либо взимая плату за распространение, везде и каждому. Быть свободным в этих поступках значит (помимо прочего), что вам не требуется спрашивать разрешения либо платить за него.

Также вы должны иметь право изменять программы для личного использования в работе либо для развлечения, даже не упоминая об этих изменениях. Если вы публикуете ваши модификации, не обязательно уведомлять об этом кого-либо каким угодно способом.

Чтобы свобода вносить изменения и публиковать улучшенные версии была реальной, вы должны иметь доступ к исходным текстам программы. Следовательно, доступ к исходным текстам является необходимым условием свободы программы.

С вас могут взять деньги за копирование программ GNU, либо вы можете получить их бесплатно. Вне зависимости от того, как вы получили вашу копию, вы всегда свободны в дальнейшем копировании либо модификации программ.

Чтобы сделать эти свободы реальными, должна быть невозможной их отмена, если вы не делаете ничего неправильного; если разработчик программы вправе аннулировать лицензию даже когда вы не нарушали ее, программа не может считаться свободной.

Тем не менее, различные правила распространения свободных программ могут иметь место, если они не входят в конфликт с основными свободами. К примеру, "авторское лево" (в очень простой формулировке) есть правило, гласящее, что при дальнейшем распространении программы вы не вправе вводить ограничения на свободу других. Такое правило не конфликтует с базовыми свободами, а скорее защищает их.

Установление порядка включения в дистрибутив изменений также допустимо, если этим не блокируется ваша реальная возможность выпустить модифицированную версию. Требование, что ``если вы делаете программу доступным этим способом, вы обязаны сделать ее доступной также и тем способом'' приемлемо на тех же условиях. (Заметим, что все эти правила оставляют за вами выбор, делать ли программу публично доступной, или нет.)

В Проекте GNU нами применяется "авторское лево", чтобы придать правовую основу свободе каждого. Но существует также и свободное ПО, не являющееся объектом "авторского лева". Мы верим, что есть важные доводы в пользу применения "авторского лева", но даже если ваша свободная программа и не соответствует этому принципу, мы можем продолжать ее использовать.

См. "Категории свободных программ", где описано, как "свободные программы", "программы на условиях авторского лева" и прочие категории программ относятся друг к другу.

Иногда контроль правительства за экспортом и торговые санкции могут ограничить вашу свободу распространять копии программ по всему миру. Разработчики программ не имеют власти отменить либо игнорировать эти ограничения, но они могут и должны не включать их в условия использования программы, чтобы эти ограничения не затрагивали деятельности людей за пределами юрисдикции данного правительства.

Когда мы говорим о свободных программах, будет лучше избегать использования терминов, подобных ``дареный'' (``give away'') либо ``бесплатный''(``for free''), поскольку они неявно подразумевают, что речь идет о цене, а не о свободе. Некоторые общепринятые термины, такие как ``пиратство'' воплощают в себе эмоции, которые, мы надеемся, вам чужды. См.  обсуждение слов и выражений, неприемлемых в нашем обществе. Кроме того, у нас имеется список переводов термина "свободное ПО" на разные языки.
« Последнее редактирование: 16.11.06, 11:47:36 от exBoMBeR »
«И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Лев Николаевич Толстой.


Оффлайн exBoMBeR

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21338
  • Карма: -273
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re:Free Software
« Ответ #1 : 16.11.06, 11:54:27 »
http://www.gnu.org/philosophy/free-software-for-freedom.ru.html

Почему термин ``свободное ПО'' лучше, чем ``открытые исходные тексты''

Ричард Столлмен (Richard Stallman)

Некоторые разработчики свободных программ начали использовать термин ``программное обеспечение с открытыми исходными текстами'' (open source software)1 вместо ``свободное ПО'' (free software). Несмотря на то, что свободные программы дают вам ту же самую свободу независимо от своего названия, имеет значение, какое имя мы используем: различные слова выражают различные значения.

Эта статья разъясняет, почему использование термина ``программное обеспечение с открытыми исходными текстами'' не решает ни одной проблемы, но даже создает новые. Существуют причины, по которым лучше придерживаться термина ``свободное ПО''.

Неприемлемые ограничения
Термином ``ПО с открытыми исходными текстами'' определяется категория программ, которая почти полностью, но не совсем, соответствует категории ``свободных программ''. Вследствие этого те, кто отдает предпочтение первому термину, могут издавать лицензии с неприемлемыми ограничениями, примером является Apple APSL.
Неоднозначность
(От переводчика: проблема, которой посвящен этот раздел, к счастью, неактуальна для русского языка, поэтому, чтобы подчеркнуть ее английскую специфику, я позволил себе сохранить оригинальный термин ``free software'' кое-где на протяжении раздела без перевода.)
Термин ``свободное ПО'' (free software) имел проблему неоднозначного толкования: нежелательное значение ``программы, доступные бесплатно'' столь же полноправно, как и желаемое --- ``программы, дающие пользователю определенные свободы''. Мы взялись за устранение проблемы, опубликовав более точное определение свободного ПО, но это не идеальное решение --- оно не может полностью ее исчерпать. Более правильным было бы ввести новую, недвусмысленную, терминологию.

Но никто еще не нашел однозначно толкуемой альтернативы ``free software'' в английском. (Некоторые языки, такие как французский, испанский, японский и русский, имеют очевидный способ достичь этого.) Каждая предложенная замена для ``free software'' имеет схожие семантические проблемы, либо даже худшие, и это включает ``ПО с открытыми исходными текстами''. ``Free software'' имеет множественные толкования, а не одно, желаемое; ``ПО с открытыми исходными текстами'' (open source software) подразумевает лишь одно естественное толкование, которое к тому же не соответствует нашим нуждам.

Очевидным значением для термина ``ПО с открытыми исходными текстами'' является ``вы можете ознакомиться с исходниками''. Такая категория ПО гораздо шире категории свободных программ. Кроме свободного ПО в нее входят также полусвободные программы, такие как Xv, и даже некоторые собственнические программы, в том числе Qt на условиях ее прошлой лицензии.

Очевидное значение термина ``ПО с открытыми исходными текстами'' не является тем, которое подразумевают его защитники. (Их ``официальное'' определение гораздо ближе к ``свободному ПО''.) Результатом часто бывает неверное толкование понятия. Безусловно, можно разрешить эту проблему, опубликовав точное определение термина. Люди, предпочитающие термин ``ПО с открытыми исходными текстами'' сделали это, как и мы --- для определения ``свободного ПО''. Но такой подход лишь частично эффективен в каждом из случаев. Введя понятие ``free software'', нам пришлось разъяснять обществу, что мы намереваемся использовать лишь одно его толкование из двух возможных при том, что оба примерно одинаково соответствуют этим словам. В случае ``открытых исходников'' нам пришлось бы приучать их видеть в этом термине смысл, вовсе ему не свойственный.

Боязнь свободы
Основным доводом в пользу понятия ``ПО с открытыми исходными текстами'' является то, что ``свободное ПО'' создает некоторым неудобства. Это правда: обсуждение свободы, этических норм, ответственности, а не только удобства, заставляет людей задумываться над тем, что они могли ранее просто игнорировать. Это может вызвать дискомфорт, вследствие чего многие отвергнут наши идеи. Но если мы попросту прекратим говорить об этих понятиях, из этого не последует, что наше общество станет лучше.
Многие годы назад разработчики свободных программ заметили эту негативную реакцию и начали поиск способов ее избегнуть. Они обнаружили, что если умалчивать об этике и свободе, а рассуждать исключительно о немедленной практической пользе конкретной свободной программы, становится возможным более эффективно преподнести ее некоторым пользователям, особенно бизнесменам. Термин ``открытые исходные тексты'' появился как способ преуспеть на этом пути --- попытке ``быть более приемлемым в бизнесе''.

Предложенный подход показал эффективность в рамках своего предназначения. Сегодня многие переходят на свободное ПО исключительно из практических соображений. Такая тенденция сама по себе хороша, но это не все, что мы должны сделать! Привлечение пользователей свободными программами --- лишь первый шаг, а не вся работа.

Раньше или позже таким пользователям предложат вернуться к собственническим программам, аргументируя это каким-либо практическим их преимуществом. Бесчисленные компании пытаются найти способ привлечь к себе пользователей, что может заставить их устоять перед искушением? Только лишь привычка ценить свободу программы саму по себе. В наших силах популяризовать эту идею --- вот почему нам приходится говорить о свободе. Некоторое количество ``умалчивания'' полезно для нашего общества, но мы также должны в достаточной мере обсуждать свободу.

Сегодня мы имеем достаточно ``замалчивания'', но мало говорим о свободе. Большинство людей, связанных со свободным ПО, обычно поступают так потому, что пытаются быть ``более приемлемыми для бизнеса''. Дистрибьюторы ПО служат особенно ярким примером. В некоторых дистрибутивах операционной системы GNU/Linux к свободной базовой системе добавляются собственнические пакеты, и это преподносится пользователям как преимущество, а не как шаг назад.

Мы не справляемся с притоком новых пользователей свободных программ, не успеваем обучать людей принципам свободы и нашего сообщества так быстро, как они приходят в него. Вот почему несвободные программы, такие какой была Qt, и частично несвободные дистрибутивы операционных систем получили столь благодатную почву. Прекратить использование слова ``свободный'' сегодня будет ошибкой; мы должны говорить о свободе не меньше, а даже больше, чем ранее.

Будем надеяться, что те, кто пользуются термином ``открытые исходные тексты'', действительно привлекут больше пользователей в наше общество, но если это произойдет, нам всем придется работать еще более настойчиво, чтобы обратить внимание новичков на обретенную ними свободу. Мы должны говорить им: ``Это свободные программы, которые дают вам свободу!''---чаще и громче, чем до сих пор.


Поможет ли торговая марка?
Защитники термина ``ПО с открытыми исходными текстами'' намеревались сделать его торговой маркой, и утверждали, что это поможет им предотвратить неправильное использование. Эта попытка не увенчалась успехом --- в 1999 году рассмотрение заявки было прекращено, поэтому сегодняшний статус понятия ``ПО с открытыми исходными текстами'' такой же, как у ``свободного ПО'' --- не существует правовых ограничений на его использование.

Но изменилось бы что-то в использовании этого термина, будь он торговой маркой? Я не уверен. Мне сообщали о многочисленных компаниях, называющих свою продукцию ``программным обеспечением с открытыми исходными текстами'', даже если она не соответствует официальному определению. Отдельные случаи мне довелось наблюдать лично.

Некоторые фирмы также представляют публике свои продукты так, чтобы создать впечатление, что они являются ``ПО с открытыми исходными текстами'', но не утверждая этого явно. Например, IBM анонсировала программу, которая не соответствует официальному определению, такими словами:

As is common in the open source community, users of the ... technology will also be able to collaborate with IBM ...
В переводе:

Как это принято для программ с открытыми исходными текстами, пользователи технологии ... также смогут сотрудничать с IBM ...
Никто не заявил, что для программы действительно предоставлены открытые исходные тексты, но требуется внимательное чтение, чтобы это заметить. (Я должен признать, что IBM искренне намеревалась сделать эту программу свободной, и позднее изменила лицензию так, что программа пришла в соответствие с требованиями к свободному ПО и удовлетворяла принципам ПО с открытыми исходными текстами, но ко времени этого анонса она не подходила ни под те, ни под другие.)
«И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Лев Николаевич Толстой.

Оффлайн exBoMBeR

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21338
  • Карма: -273
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re:Free Software
« Ответ #2 : 16.11.06, 11:54:55 »
А вот пример того, как компания Cygnus Solutions, основанная как производитель свободного ПО, которая позднее, так сказать, мигрировала к собственническому, рекламирует некоторые свои собственнические программные продукты:

Cygnus Solutions is a leader in the open source market and has just launched two products into the Linux marketplace.
В переводе:

Компания Cygnus Solutions является лидером рынка ПО с открытыми исходными текстами и только что выпустила два продукта для Linux.
В отличие от IBM, Cygnus и не пыталась сделать эти программные пакеты свободными, и они даже не были близки к достижению соответствия. Но в Cygnus на самом деле не утверждали, что предлагаются ``продукты с открытыми исходниками'', а просто сделали весомое заявление, чтобы получить желаемое впечатление, которое создает этот термин.

Непонимание случается и на личном уровне. Вот, к примеру, как трактует термин ``открытые исходные тексты'' писатель Нил Стефенсон (Neal Stephenson):

Linux is "open source" software meaning, simply, that anyone can get copies of its source code files.
В переводе:
Linux является "ПО с открытыми исходными текстами", что значит, попросту говоря, свободу каждого получить копию файлов с ее исходниками.
Я не считаю, что у него было намерение отвергать либо спорить с ``официальным'' определением. Он попросту следовал общепринятым нормам английского языка и пришел к естественному заключению.

Эти наблюдения показывают, что введение торговой марки было бы не в состоянии решить все проблемы, связанные с термином ``открытые исходные тексты''.


Непонимание(?) принципов ``открытых исходников''
Определение понятия ``открытые исходные тексты''(The Open Source Definition) достаточно четкое, и легко убедиться, что типичная несвободная программа ему не соответствует. Поэтому вы предполагаете, что термин ``компания, следующая политике открытых исходных текстов'' (Open Source company) означает такую, которая выпускает свободное ПО, не так ли? Увы, многие фирмы намереваются придать ему иное значение.

На встрече разработчиков ПО с открытыми исходными текстами ``Open Source Developers Day'', состоявшейся в августе 1998, некоторые из приглашенных коммерческих разработчиков заявили, что намереваются сделать свободными (либо ``открыть исходники'') только часть своих продуктов. Их предприятия сосредоточены на производстве собственнических дополнений (к программам или документации), которые продаются пользователям этих свободных программ. Такие разработчики призывали нас признать их бизнес, как часть нашего сообщества, поскольку часть вырученных средств жертвуется на разработку свободного ПО.

В действительности, эти компании пытаются придать желаемые черты ``ПО с открытыми исходными текстами'' своим собственническим продуктам---даже тем из них, для которых недоступны хотя бы исходные тексты (т.е. не выполняется даже самое слабое условие ``свободы ПО'')---аргументируя это тем, что они имеют некоторое отношение к свободным программам или тем, что компания также сопровождает некоторое свободное ПО. (Основатель одной из компаний довольно ясно дал понять, что они вкладывали бы в свободный программный пакет, который сопровождали, лишь только тот минимум труда, на который общество могло бы согласиться.)

На протяжении многих лет различные компании предоставляли средства на на разработку свободного ПО. Некоторые из этих компаний в основном производили несвободные продукты, но это направление их деятельности оставалось в стороне, так что мы могли не замечать несвободных программ этих фирм, сотрудничать с ними в наших свободных проектах и честно поблагодарить их по завершении работы за взнос в общество свободных программ.

Мы не в состоянии поступать так же сегодня с новыми компаниями, поскольку они не следуют этим путем, а наоборот, активно пытаются вынудить общество отождествить оба направления своей деятельности; они желают, чтобы мы признали их несвободное ПО как взнос в наше сообщество, который реально не имеет места. Они представляют себя, как ``компании, следующие политике открытых исходных текстов'' (``open source companies''), в надежде, что мы преисполнимся к ним теплыми чувствами и будем слишком снисходительны, чтобы проявлять избирательность.

Такая практика манипулирования была бы не менее вредоносной, если бы применялся термин ``свободное ПО''. Но он, кажется, пока еще в таком контексте не применялся, возможно, благодаря своей идеалистичности, он выглядит неудобным для такого использования. Понятие ``открытые исходники'' открыло путь для злоупотреблений.

На торговой выставке в конце 1998, посвященной операционной системе, которую часто принято называть ``Linux'', ``гвоздем программы'' было выступление руководителя известной фирмы-производителя программ. Он был приглашен вероятнее всего потому, что его компания заявила о ``поддержке'' Linux. К сожалению, их форма ``поддержки'' представляет собой выпуск несвободных программ для этой системы---другими словами, они используют наше общество, как рынок сбыта, не привнося в него.

Он сказал: ``Мы не имеем возможности открыть исходные тексты нашего продукта, но, возможно, мы откроем его для служебного пользования (`internal' open source). Если мы позволим персоналу нашей службы поддержки пользователей доступ к исходным текстам, они смогут исправлять ошибки по требованию пользователей, и мы сможем предложить лучший продукт с лучшим сервисом.'' (Это не точная цитата, поскольку я не записывал его высказываний, но близко по смыслу.)

Слушатели позднее сказали мне: ``Он всего лишь не уловил сути дела.'' Но было ли это так? Какой ``сути'' он не уловил?

Обычное понимание термина ``открытые исходные тексты'' не был упущено. В нем ничего не говорится о свободе, а подразумевается всего лишь, что если большему количеству людей будет позволено изучать исходные тексты и помогать в их улучшении, то процесс разработки ПО ускорится и станет более качественным. Этот бизнесмен ощутил ``соль'' предлагаемого подхода полностью, но не желая по каким-либо причинам воплотить его целиком, включая пользователей, он решил ограничиться частичной реализацией внутри компании.

Идея, которой он не заметил, была той, для скрытия которой специально придумали термин ``открытые исходные тексты'': идея, что пользователи достойны свободы.

Пропаганда идеи свободы является трудной работой, требующей вашей помощи. Проект GNU сохранит верность термину ``свободное ПО''. Если вы ощущаете, что свобода и сообщество важны сами по себе, не только из-за удобств, которые они несут с собой, то мы просим присоединяться к нам в использовании термина ``свободное программное обеспечение''.


Отношения между Движением за Свободные Программы и Движением за Открытые Исходные Тексты
Движение за Свободные Программы (Free Software movement) и Движение за Открытые Исходные Тексты (Open Source movement) подобны двум политическим партиям в нашем обществе.

Радикальные группы известны своей фракционностью: организации раскалываются вследствие несогласий в деталях стратегии, после чего возникает взаимная ненависть. Они сходятся во взглядах на основные принципы и расходятся исключительно в практических рекомендациях, но считают друг друга врагами, сражаясь насмерть.

В случае Движения за Свободные Программы и Движения за Открытые Исходники ситуация прямо противоположная. Мы расходимся в основных принципах, но согласны в большинстве практических рекомендаций. Вместе мы работаем над множеством конкретных проектов.

Члены Движения за Свободные Программы не считают своим врагом Движение за Открытые Исходные Тексты. Мы боремся с собственническими программами. Но мы хотели бы, чтобы в нашем обществе понимали разницу между этими различными движениями!

Поэтому просим упоминать Движение за Свободные Программы, когда вы говорите о проделанной нами работе и разработанных нами программах, таких как операционная система GNU/Linux.



--------------------------------------------------------------------------------

Примечания переводчика
1) Я намеренно не использую более распространенный вариант перевода ``открытое ПО'', поскольку он неточно отражает суть ``open source software'', потому что в свое время ``открытой'' именовали всякую систему, позволявшую расширение пользователем как на встроенном языке, так и внешними модулями. Другой пример --- известный стандарт ISO/OSI, который, несмотря на свое название Open Systems Interconnection (Взаимодействие Открытых Систем), отнюдь не требовал доступности их исходных текстов.

«И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Лев Николаевич Толстой.

Оффлайн exBoMBeR

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21338
  • Карма: -273
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re:Free Software
« Ответ #3 : 16.11.06, 11:59:57 »
http://www.gnu.org/philosophy/why-free.ru.html

Почему программам не стоит иметь владельца

Ричард Столлмен (Richard Stallman)

Цифровые информационные технологии приносят пользу обществу, облегчая копирование и модификацию информации. Компьютеры вручают эту легкость в руки каждого из нас.

Но не все хотят, чтобы нам легче жилось. Система авторского права закрепляет за каждой программой ``владельцев'', большинство которых намереваются уменьшить потенциальную полезность программы для всех остальных. Они хотят, чтобы право копировать и модифицировать программы, которые все мы используем, принадлежало исключительно им.

Система авторского права развивалась вместе с книгопечатанием---технологией массового производства копий. Авторские права хорошо соответствовали этой технологии, поскольку ограничивали исключительно крупных производителей. Они не затрагивали свобод читателей книг. Обычный читатель, который не имел собственного печатного станка, мог копировать книги исключительно с помощью пера и чернил, и немногие были за это осуждены.

Цифровые технологии предлагают большую гибкость, чем книгопечатание: если информация представлена в цифровом виде, вы можете легко сделать копию и поделиться ею с остальными. Эта гибкость плохо согласуется с существующими системами авторского права. Вот в чем причина все более ужесточающихся, "драконовских" мер, используемых сегодня для реализации прав собственников программ. Представьте себе такие четыре методики Ассоциации Издателей Программ (Software Publishers Association, SPA):


Массированная пропаганда того, что неправильно нарушать права владельцев программ, помогая своим друзьям.

Подстрекательство "стукачей" к доносам на своих коллег и сотрудников.

Рейды (с участием полиции) по школам и офисам, во время которых людей заставляют доказывать, что они не замешаны в нелегальном копировании.

Наказание (властными структурами США по запросу SPA) людей, таких как Дэвид Ламаккиа (David LaMacchia) из MIT, не за копирование программ (его не обвиняли в копировании чего-либо), но лишь за то, что возможность копирования была оставлена доступной и отказ следить за ее использованием.1
Все эти четыре методики напоминают те, что применялись когда-то в СССР, где каждая копировальная машина охранялась, чтобы не допустить несанкционированное ее использование, и где людям приходилось тайно заниматься ``самиздатом''. Конечно, существует разница: мотивы контроля за информацией в СССР были политическими, а в США мотивом служит прибыль. Но вред нам несет само действие, а не его мотив. Любые попытки воспретить распространение информации, неважно, по какой причине, ведут к одним и тем же методам и одинаковой жестокости.

Собственники предлагают несколько разновидностей аргументов в пользу того, чтобы им позволили контролировать, как мы пользуемся информацией:


Эмоциональные названия.
Собственники пользуются позорящими словами, вроде ``пиратства'' и ``кражи'', а также специальной терминологией, например ``интеллектуальная собственность'' и ``ущерб'', внушая публике определенный ход мыслей---упрощенные аналогии между программами и физическими объектами.

Наши интуитивные представления о собственности на материальные объекты сводятся к тому, правильно ли изъятие объекта у кого-либо. Они не применимы прямо к его копированию. Но собственники предлагают все же пользоваться этими представлениями.


Преувеличение.
Собственники говорят, что им наносится ``вред'', либо они ``несут убытки'', когда пользователи копируют программы самостоятельно. Но копирование не наносит прямого вреда собственнику либо кому-то другому. Собственник может понести убытки лишь в том случае, когда тот, кто сделал копию, в противном случае обязательно купил бы ее у владельца.

Небольшое размышление показывает, что большинство таких людей не обязательно купили бы копию. Тем не менее, собственники подсчитывают свои ``убытки'', как если бы каждый обязательно приобрел ее. Это, мягко говоря, является преувеличением.


Закон.
Собственники часто описывают существующее законодательство и жестокие наказания, которыми угрожают нам. Такой подход неявно предполагает, что действующие законы отражают не подлежащие обсуждению моральные нормы, и в то же время нас заставляют считать эти наказания объективной реальностью, которую никто не может порицать.

Эта линия убеждения не способна противостоять критическому рассмотрению, она предназначена для усиления привычных стереотипов мышления.

Совершенно понятно, что законы не решают, что хорошо, а что плохо. Каждый американец должен знать, что всего сорок лет назад во многих штатах существовали законы, запрещающие чернокожим занимать места в передней части автобуса, но только расисты могут утверждать, что это было правильно.


Естественные права.
Авторы часто заявляют о своем особом положении по отношению к написанным ними программам, из чего делают вывод, что их желания и интересы, связанные с программой, преобладают над интересами кого-либо еще, даже над интересами общества в целом. (Обычно компании, а не авторы, владеют авторским правом на программы, но мы не будем рассматривать эти случаи раздельно.)

Тем, кто предлагает считать этической аксиомой правило "автор более важен, чем вы", могу сказать лишь то, что я, достаточно известный программист, считаю это чепухой.

«И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Лев Николаевич Толстой.

Оффлайн exBoMBeR

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 21338
  • Карма: -273
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re:Free Software
« Ответ #4 : 16.11.06, 12:00:12 »
Но люди в общем-то, похоже, симпатизируют претензиям на естественные права по двум причинам.

Одной причиной служит преувеличенная аналогия с материальными объектами. Когда я готовлю спагетти, я буду возражать, если кто-либо еще съест мою порцию, поскольку в этом случае я сам не смогу ее съесть. Его действия приносят вред мне, в то же время, как дают выгоду ему: лишь один из нас может съесть спагетти, вопрос лишь в том, кто именно. Малейших различий между нами достаточно для нарушения этического равновесия.

Но когда вы запускаете или изменяете программу, написанную мной, это затрагивает вас прямо, а меня --- лишь косвенно. Когда вы даете копию программы своему другу, это затрагивает вас и вашего друга гораздо более значительно, нежели меня. Ни мне, ни кому бы то ни было еще, не следует иметь права запрещать вам делать это.

Вторая причина в том, что людям внушают, что естественные права автора --- общепринятая традиция нашего общества, не подлежащая обсуждению.

Если обратиться к истории, правильной оказывается противоположная точка зрения. Идея естественных прав авторов была предложена и решительно отвергнута, когда была написана Конституция США. Вот почему она лишь позволяет систему авторских прав, но не требует ее; вот почему она гласит, что авторское право должно быть временным. Также она утверждает, что целью системы авторских прав является прогресс---не вознаграждение авторов. Авторское право вознаграждает в чем-то авторов и, в несколько большей мере, издателей, но это лишь для того, чтобы влиять на их поведение.

Действительно давней традицией нашего общества есть то, что авторские права вклиниваются в естественные права общества, а это может быть оправдано исключительно в том случае, когда обществу приносится польза.


Экономика.
Последним аргументом, оправдывающим существование владельца программы, считается то, что это поощряет дальнейшее производство программ.

В отличие от прочих, этот аргумент, по крайней мере, дает аккуратное приближение к предмету. Он основывается на правильной цели---удовлетворении потребностей пользователей программ. Эмпирически установлено, что люди трудятся активнее, если им за это заплатить. (Эх, не жили они при советской власти.---Прим. перев.)

Но экономический аргумент имеет недостаток: он основывается на предположении, что вся разница в том, сколько денег нам придется выложить. Предполагается, что ``выпуск программного продукта''---именно то, что нам нужно, причем неважно, имеются ли собственники у программ.

Люди с готовностью принимают это предположение, поскольку оно согласуется с нашим опытом в сфере материальных объектов. Вообразим себе сэндвич, который вы можете приобрести либо за деньги, либо бесплатно. В этом случае единственным различием является сумма, с которой вы расстались. Заплатили вы или нет, но сэндвич имеет все тот же вкус, те же питательные свойства, и в обоих случаях его можно съесть лишь единожды. Был ли сэндвич получен от владельца, или нет, это не может затронуть вас напрямую, за исключением того, сколько денег у вас останется.

Это справедливо для всех видов материальных объектов---имеют они собственника или нет, это не влияет напрямую на то, чем они есть, либо что вы можете с ними сделать.

Но если программа имеет владельца, это существенно влияет на то, чем она есть, и что вы можете делать с копией, если вы ее приобретете. Различия не сводятся к сумме денег. Система собственности на программы поощряет их владельцев производить нечто, но не обязательно то, в чем нуждается общество, и вызывает непоправимое загрязнение этических принципов, затрагивающее всех нас.

В чем нуждается общество? Оно нуждается в информации, которая реально доступна его членам---например, программы, которые можно читать, исправлять, приспосабливать к своим нуждам и улучшать, а не только работать с ними. Но как правило, собственники программ предлагают нам "черный ящик", который мы не можем изучать или изменять.

Общество также нуждается в свободе. Когда у программы есть собственник, пользователи теряют свободу контролировать часть своей собственной жизни.

Но превыше всего каждое общество нуждается в поощрении духа добровольного сотрудничества среди своих членов. Когда собственники программ говорят нам, что самый естественный способ помочь своим ближним является ``пиратством'', они отравляют душу нашего общества.

Вот почему мы говорим, что свободное ПО подразумевает свободу, а не цену.

Экономические доводы собственников ошибочны, но принципы экономики реальны. Некоторые люди пишут полезные программы ради получаемого удовольствия, либо ради общественного признания, но если мы хотим иметь больше программ, чем они напишут, нам нужно вкладывать в это средства.

Десять лет назад разработчики свободного ПО пробовали различные методы получения средств, достигая некоторого успеха. Нет нужды делать кого-либо богатым: средний доход американской семьи, около $35k, показывает себя достаточным стимулом для многих занятий, гораздо менее приятных, чем программирование.

На протяжении многих лет, пока сотрудничество сделало это неважным, я зарабатывал на жизнь заказными модификациями свободных программ, написанных мной. Каждое улучшение впоследствие добавлялось к стандартной версии и вскоре становилось доступным широкой публике. Заказчики платили мне за то, что я работал над проблемами, нужными конкретно им, вместо других заданий, которые в противном случае имели бы для меня высший приоритет.

Фонд Свободного ПО Free Software Foundation (FSF), является благотворительным фондом (tax-exempt charity) поддержки разработки свободного ПО, получающим средства продажей компакт-дисков, футболок (T-shirts), руководств, и deluxe distributions, (которые каждый пользователь может свободно копировать и изменять), а также пожертвованиями. Сегодня в штате пять программистов и трое служащих, работающих с почтовыми заказами.

Некоторые разработчики свободного ПО зарабатывают деньги, продавая услуги по сопровождению. Компания Cygnus Support, насчитывающая около 50 сотрудников [к моменту написания этой статьи], оценивает, что около 15 процентов работы ее служащих составляет разработка свободных программ---внушительная цифра.

Такие компании, как Intel, Motorola, Texas Instruments и Analog Devices объединили усилия в финансировании продолжения работ над свободным GNU-компилятором языка C. Аналогично, компилятор GNU Ada был финансирован ВВС США (US Air Force), которые сочли такой путь получить высококачественный компилятор самым приемлемым по цене. [Финансирование ВВС уже завершено; в настоящий момент компилятор GNU Ada сопровождается на коммерческой основе.]

Подобных примеров пока немного; движение за сврбодное ПО еще молодо. Но пример радио, поддерживаемого слушателями (listener-supported radio), которое существует в США, показывает, что возможна поддержка широкой деятельности, не принуждая каждого пользователя платить.

Сегодня вы, как компьютерный пользователь, возможно используете собственнические программы. Если ваш друг попросит у вас копию, будет неправильно ему отказать. Сотрудничество важнее авторского права. Но подпольное сотрудничество не сделает общество лучше. Человек должен стремиться жить честной жизнью, открыто, с достоинством, и это значит сказать ``Нет'' собственническим программам.

Вы заслуживаете права свободно и открыто сотрудничать с другими пользователями программ. Вы заслуживаете права изучать работу программ и обучать своих студентов. Вы заслуживаете права нанять того программиста, которого пожелаете, чтобы исправить найденные ошибки.

Вы заслуживаете свободного ПО.



--------------------------------------------------------------------------------

Комментарий переводчика
1) Дэвид организовал нечто, вроде BBS, на которую пользователи начали закачивать нелегальный софт, а он за этим не проследил. За что и пострадал. Как в том анекдоте: "Васька куда следует настучал, а я поленился..." (Благодарю RMS за разъяснение.)
«И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Лев Николаевич Толстой.