Quattro? : победа идеи
В марте 1980 года стенд Audi на Женевском автомобильном салоне стал настоящей сенсацией, благодаря представленному на нём новому полноприводному спортивному купе.
"Я знаю только три настоящих вида спорта: автогонки, коррида и альпинизм. Остальные виды спорта - это игры!" Э. Хемингуэй
Спортивный дебют Audi quattro состоялся в начале 1981 г. на январском ралли в Австрии. Новые Audi были вне конкуренции. До 1985 года никто не мог с ними конкурировать. А в 1986 была закрыта группа "B" в которой выступала Quattro, так как руководство FIA сочло эти соревнования слишком опасными.
В декабре 1982 г. было налажено серийное производство Audi quattro - серийного спортивного купе, имевшего полный привод и выдающиеся ездовые характеристики: При весе около 1,5 тонны автомобиль имел двигатель мощьностью 200 л.с., что позволяло ему разгоняться до 100 км / ч за 7,1 секунды.
В 1984 покупателям стала доступна Audi Sport Quattro. Она имела укороченный на 300 мм кузов с кевларовыми вставками и два варианта двигателя - 220 и 306 л.с.Последний разгонял Ауди до 100 км / ч за 4,9 секунды. Максимальная скорость этого автомобиля достигала 250 км / ч. Постепенно привод quattro? стал предлагаться также и для других моделей Audi.
После получаса езды на Audi quattro великий финский раллист Ханну Миккола (Hannu Mikkola) заявил: "Я видел будущее. Quattro раз и навсегда изменит мир ралли".
На ралли Аргентины в июле 1985 года, была представлена новая модификация Sport quattro, снабженная огромным передним спойлером и не менее впечатляющим задним крылом - модель S1. Этим автомобилем могли управлять лишь самые талантливые пилоты, ведь максимальная мощность 450 л.с. была подвластна немногим.
Когда Ханну Миккола спросили об ускорении, развиваемом S1, он ответил: "Представьте, что вы стоите на светофоре. Когда он загорается желтым светом, вы раскручиваете мотор до 8500 об/мин. Зеленый - и вы бросаете сцепление. Ускорение таково, что кажется, будто сзади вас ударил пятитонный грузовик. Это просто ошеломительно!"
Преимущество quattro(*) автоспорте было столь велико, что у руководителей состязаний не было иного выбора, кроме как вводить гандикап(**) и весовые штрафы или вовсе исключать его из соревнований. Им не хотелось, чтобы Audi quattro делал "все, что хотел", а остальные просто плелись в хвосте.
Напротив, они хотели подогревать интерес болельщиков, телевидения и спонсоров, хотели, чтобы борьба велась дверь в дверь, колесо в колесо, чтобы гонщиков на финише разделяли доли секунды, ведь борьбу аутсайдеров не показывают по телевидению.
Дифференциал типа Torsen изобретён в 1958 г. американцем Верноном Глизманом. Имеет достоинства вязкостной муфты и не имеет её недостатков. Название Torsen произошло от англ. Torque sensitive (?чувствительный к крутящему моменту?).
_______________________________________________________________________________________________
(*) Quattro - система постоянного полного привода, с использованием гипойдного самоблокирующегося дифференциала Torsen. В отличии от Audi многие, так называемые полноприводные автомобили, второй мост подстыковывают вручную (рычагом, педалью, колёсной муфтой, дёргалкой, прыгалкой, бегалкой, etc.,) либо автоматически.
В качестве "автоподтыкателя" часто используют вязкостную муфту, работающую в силиконовом масле с обратной зависимостью вязкости от температуры. Пока автомобиль едет по относительно "хорошей" дороге, муфта практически не передаёт на вспомогательный мост силу тяги, а как только один мост проскользнёт относительно другого, так муфта "схватывает". По этому варианту работают схемы привода MB (4-matic), BMW (Х), VW (синкро), Тойота (легковые) и многие другие, по "ручному" варианту работают схемы основной массы джипов и старых легковых полноприводников (© GMA)
(**) Фо́ра (гандика́п) ? начальное преимущество, намеренно предоставленное одной из сторон в соревновании, чтобы уравнять шансы на победу при разных силах и возможностях соревнующихся.