4
Руководителю администрации президента РФ С.А. Филатову
Информация о серьезных недостатках и низкой эффективности военнотехническог сотрудничества России с зарубежными странами.
Уважаемый Сергей Александрович!
В соответствии с Вашим Распоряжением от 30 августа 1993 г, номер 929, Контрольное управление администрации президента РФ совместно со специалистами ... проверило выполнение МВС России Роскомоборонпромом и Минобороны России указов и распоряжений президента РФ, постановлений и распоряжений Совета Министров - правительства РФ о военно-техническом сотрудничестве РФ с зарубежными странами.
Проверки проведены в Главном управлении военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, в Государственной внешнеэкономической компании ?Спецвнештехника?. Государственном внешнеэкономическом объединении ?Оборонэкспорт? и Главном управлении по сотрудничеству и кооперации ГУСК Министерства внешних экономических связей РФ, Объединении ?Промэкспорт? Комитета РФ по оборонным отраслям промышленности и государственной компании ?Воентех? Министерства обороны РФ.
Как показала проверка, руководители указанных министерств и ведомств, подведомственных им государственных внешнеторговых организаций во многих случаях не выполняли указы и распоряжения президента РФ, постановления и распоряжения Совета. Последние годы торговля оружием и военной техникой, по-существу, была пущена на самотек. Осуществлялась неорганизованно и бесконтрольно, чем наносился значительный политический и экономический ущерб государственным интересам России и, главное, ее налогоплательщикам...
В основном по этим причинам в 1992-м году было поставлено за рубеж военной продукции всего на сумму 2,3 млрд. долларов, или в 3 раза меньше, чем в 1991 году. В текущем году объем торгового военно-технического сотрудничества ожидается на этом же уровне.
В то же время бывшие руководители МВЭС России, министр С.Ю. Глазьев, первый заместитель министра Шибаев предприняли меры к выходу на новые мировые рынки сбыта и реализации скопившихся запасов дорогостоящего отечественного вооружения и военной техники. Работа подведомственных указанному министерству внешнеторговых подразделений ГВК ?Спецвнештехника?, бывший президент компании СН.Краснов, и В.О. ?Оборонэкспорт?, бывший председатель Караогланов, по этим вопросам не координировалась.
Из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны Совета Министров - правительства РФ, бывший заместитель председателя Г.С. Хижа, его аппарата - начальника отдела внешнеэкономических связей С.С. Циплакова и оборонного комплекса и конверсии СССидоркова, а также при попустительстве Минэкономики России, бывший заместитель министра И.СМатеров, должностные лица МВЭС России С.Ю. Глазьев. ВД Шибаев. С.Н. Краснов, С.А. Кароагланов и др. в вопросах военно-технического сотрудничества с зарубежными странами, выполнение межправительственных соглашений по поставкам вооружений и военной техники на экспорт, допускали неправомерные действия.
Руководители внешнеторговых организаций МВС России вносили предложения по включению в государственный заказ на изготовления вооружения и военной техники для экспорта без учета скопившихся запасов, спроса на мировом рынке и наличия заключенных контрактов с иностранными покупателями, что приводило в условиях и без того острого дефицита государственного бюджета и инфляции к бесхозяйственному расходованию и умертвлению значительных финансовых ресурсов.
ГВК, ?Спецвнештехника? и ВО ?Оборонэкспорт?, например, на 1992-й г. было заказано военной продукции для экспорта на сумму 5,4 млрд. долларов. Данный заказ утвержден постановлением правительства РФ от 17 марта 1992 г., номер 171 -11, за подписью Е.Т. Гайдара. Однако отечественными заводами было изготовлено вооружений и военной техники - на 3,1 млрд. долл., а фактически поставленр за рубеж лишь на 1.1 млрд. долл., или одну треть. В результате до настоящего времени на заводах хранится 955 единиц вооружения и военной техники, в том числе 382 новейших танка типа Т-72С и Т-80У, 194 самоходных артиллерийских установок МСТА-С и ?Гиацинт?, 16 реактивных систем залпового огня ?Ураган? и ?Смерч?, 12 самоходных зенитно-ракетных установок ?Тунгуска?, около 16 тысяч ракет различных типов и классов и другое вооружение, общей стоимостью более 2 млрд. долл.
МВЭС России до сих пор полностью не оплатило заводам за произведенные затраты на изготовление указанного вооружения и военной техники...
Более того, в течение 2-х лет простаивает и не реализуется на экспорт 6 боевых кораблей. В то же время по заказу МГВК ?Спецвнештехника? и ВО ?Оборонэкспорт? на Рыбинском,, Ярославском и Владивостокском судостроительных заводах строится 4 таких же корабля, общая стоимость которых более 70 млн. долл.
Таким образом выборочной проверкой установлено, что за последние годы из-за отсутствия реализации военной продукции, изготовленной на экспорт по необоснованным заказам, упущенная выгода превысила 2,6 млрд. долл., что по текущему курсу доллара составляет свыше 3,1 трлн. рублей.
В то же время Минфин России в текущем году не смог изыскать финансовые ресурсы на покрытие долга российским крестьянам за поставленные ими государству 9,2 млн. тонн пшеницы, стоимостью более 800 млрд, руб.; строительство жилья для военнослужащих в сумме более 600 млрдруб.; развитие топливно-энергетического комплекса и решения других социально-экономических задач.
Вместо принятия неотложных мер по реализации скопившегося излишнего вооружения военной техники, руководство ВО ?Оборонэкспорт? вновь в ущерб России произвело заказ на изготовление в 1993-м г. для экспорта военной продукции. Без наличия контрактов с инофирмами, включило в этот заказ 20 противотанковых комплексов ?Штурм С?, 87 залпового огня ?Ураган? и другой техники, имеющиеся запасы которой превышают в несколько раз этот заказ.
Проверкой установлены факты, когда изготовление вооружения и военной техники осуществляется, минуя государственный оборонный заказ...
Руководством МВЭС России не выполняется ряд межправительственных соглашений и распоряжений правительства РФ о поставках вооружений и техники зарубежных странам. Например, по межправительственным соглашениям в Финляндию в 1992-1993-м гг. необходимо было поставить военной продукции на 85 млн. долл. Фактически отгружено на 44 млн. долл., или 52 процента. Причем в 1993-м г. поставки военной продукции в Финляндию не производились.