По газу и его особенностям выводы следующие (в виде тезисов):
- газ горит медленнее бензина, причем сильно медленно.
Выводы: приходится вводить корректировку в сторону опережения по зажиганию.
Но даже такой корректировки иногда бывает не достаточно. Для чего не достаточно - объясню ниже.
- температура горения газа = выше, чем на бензине.
Выводы: для постоянной эксплуатации на газе необходимо использовать СПЕЦИАЛЬНОЕ масло. (Сразу сообщу, хоть это и немного не в тему этого сообщения ? мысль, что бензин смывает масло со стенок ? очень прошлый век! Уже сейчас все современные масла на это воздействие бензина рассчитаны и его не боятся).
Основное требование в этом спец. масле - очень высокая температура сгорания без ущерба для качества смазки. Обратите внимание, что на каждое масло есть такая развернутая табличка, где расписаны основные технические характеристики (всего около 10 основных параметров). Среди прочего есть и темп. сгорания. У хорошей синтетики этот показатель = примерно 215-220 градусов, у минералки = около 250. Так вот, для газа эта цифра нужна еще выше! Основная ошибка газо-водов = это езда на крутой синтетике. А такой синтетики (чтобы и смазка и температура) в свободной продаже нет. Уж лучше использовать масло попроще, оно хоть и хуже может быть по качеству смазки, но по крайней мере не сгорит в одночасье в верхней части цилиндра.
(А для бензиновых моторов ? наоборот, стремятся снизить этот параметр. Чтобы даже в случае некоторого подъедания масла не происходило загрязнение всех этих многочисленных катализаторов, Лямбд и т.д.) Уже упомянутая мною раньше фирма Вольво для своего немногочисленного семейства бензо-газовых двигателей строго рекомендует использование специального масла, в случае, если планируется даже частичная эксплуатация авто на газе.
Ну а теперь итог:
(Убираем из дискуссии проблемы стыковки с компутером автомобиля ? это отдельная песня, над этим работают создатели ГБО по мере выпуска оборудования новых поколений. Сейчас нас интересует только жизнь в камере сгорания, об этом и разговор.)
Долго и счастливо катаются на газу те, кто выбрал масло не очень "крутое" и предпочитает спокойную манеру езды, без выкручивания двигателя на высокие обороты, особенно на длительное время. Тут мы плавно переходим к той пресловутой ступеньке ? выработка в верхней части цилиндра. Основная причина ее появления = езда на высоких оборотах. Ибо: даже скорректированное зажигание не способно убрать эффект медленного догорания смеси вдогонку уходящему от ВМТ поршню. А это для нормальной работы не допустимо, никак! Ибо карта зажигания для бензина рассчитывается таким образом, чтобы на всех режимах работы весь основной процесс горения был закончен, когда поршень чуть-чуть перевалил свою ВМТ, но не больше. Помощь "вдогонку" = быстрый износ стенок цилиндра за счет химического воздействия на них при горении топлива (причем любого!). Про то, что традиционное масло сильно этому помешать не может ? уже говорил выше.
Вот такие выводы. Кто-то даже хотел это в ФАК отправить.
А практика (иногда грустная): недавно обследовался авто V6. Товарищ установил себе газ и счастливо катался ?.. по городу. Все было нормально. Но вот случилась поездка по шоссе ? в Казахстан. Типа всего 2 тысячи туда и обратно. Ехал весело 120-150 км/час с музычкой. Это его и погубило. ИБО двигатель вышел в запредельные для себя характеристики, догорание "вдогонку", перегрел поршня, расшиперил их, загрыз как-то хитро нахрен кольца, поимел прямо на ходу жор масла, сожрал ето масло благополучно (а музычка все гремит..) и в результате = клин движка. Вскрытие показало, что спец.инструменты для диагностики геометрии уже не нужны. Не вооруженным глазом видно нашу "любимую" ступеньку вверху (даже уже не ступеньку, а хрен знает что!) и ?. размазанные по поверхности цилиндра следы алюминиевого поршня. А ехал бы себе медленнее, может и дальше бы катался.