Как минимум в I квартале 2009 года российский авторынок будет падать катастрофическими темпами, уверены эксперты. По прогнозу PwC, в январе ? феврале продажи достигнут максимум 150 тыс. машин в месяц, а по пессимистическому сценарию, упадут ниже 100 тыс. Итог года в любом случае будет отрицательным: от -15% до -45% (1,6-2,6 млн машин), полагает Рут. ?Тройка диалог? оптимистичнее: без перемен на кредитном рынке продажи могут сократиться на 15%. Бончев из Ernst & Young дает прогноз спада на 18% до 2,2 млн (новые легковые автомобили). По оценке PwC, средняя цена автомобиля может упасть до $18 тыс.
Тем не менее, в отличие от европейского и американского рынков перспектив в России больше, по крайней мере для тех, кто выпускает машины здесь, говорит Бончев. Основное политическое решение по автопрому было принято в ноябре: премьер-министр Владимир Путин подписал постановление о повышении импортных пошлин на новые и подержанные иномарки, которое начнет действовать с 12 января 2009 года. В результате цены на новые машины повысятся, по оценкам дилеров, на 5-8%, а число импортируемых подержанных автомобилей ? конкурентов Lada и бюджетных российских иномарок ? радикально сократится. Импортеры уже среагировали на увеличение пошлин повышением цен: Ford ? на 5%, Chevrolet ? на 5-8%, Mercedes-Benz ? на 3,4-6,1%, Volvo ? на 10-15%, Hyundai ? на 7%.
У российских производителей остаются возможности роста даже в условиях общего спада на рынке, считает Рут, ведь ослабление рубля и рост импортных пошлин могут повысить конкурентоспособность российских брендов и даже российских иномарок, хотя основная часть их расходов ? в долларах и евро. Пока же автопроизводители, испытывающие острую нехватку оборотных средств и резкий спад спроса на их машины, останавливают заводы: конвейеры ?АвтоВАЗа?, ГАЗа, завода Ford во Всеволожске, ?Автофрамоса? (выпускает Renault Logan), ?GM-АвтоВАЗа? будут стоять дольше, чем обычно в новогодние праздники.
По статистике ?АСМ-холдинга?, за 11 месяцев 2008 года производство выросло на 16,9%, до 1,37 млн машин, но за ноябрь российские заводы выпустили уже на 8,1% меньше, чем годом ранее (107,5 тыс. автомобилей). Производство российских иномарок просело на 6,8% (41,6 тыс. машин), а ?АвтоВАЗ? выпустил лишь на 3,6% меньше (62,2 тыс.). Сильнее всего снизили выпуск ?Тагаз? (-62%), ?GM-АвтоВАЗ? (-41%), ?Автофрамос? (-32%), ?Ижавто? (-19%). В 2009 году местная сборка может вырасти до 1,5 млн штук, а вот рынок упадет до 2,2 млн, полагает Бончев. И тогда на долю российского автопрома (традиционных российских брендов и иномарок местной сборки) придется уже около 70%, замечает он.
По информации ?Ведомостей?