Ах, карнавал, удивительный мир!
Демократия, протащенная контрабандой как приложение к колбасе (к тому же колбасе полусбывшейся), очень быстро выродилась в зрелище. Не нужно соблюдать правила игры, не нужно делать ответственный выбор – можно просто смотреть, стебаться и получать удовольствие от наблюдаемого действа, оставаясь при этом лишь пассивным объектом политического процесса.
Формула управления толпой, звучащая как «Хлеба и зрелищ!», была известна еще античному миру. Поскольку с «хлебом» в широком смысле этого слова в 90-е было не очень (в экономике, кроме пресловутой «трубы», по большому счету так ничего и не появилось, а связи с приватизацией последней, «собес», когда всем понемножку капало, прикрыли), максимальный упор сделали на зрелище.
На зрелище была построена вся карьера «первого демократически избранного Президента Российской Федерации» - от влезания на танк в 1991-м через напоминающее буффонаду переизбрание в 1996-м и до импровизационного телеотречения от власти в пользу Путина в 1999-м. На зрелище взошел на политическую сцену и до сих пор держится на ней Владимир Жириновский. А апофеозом зрелища как суррогата демократии стала деятельность депутата Госдумы 1-го созыва Вячеслава Марычева, являвшегося на заседания парламента в изобретательно чередуемых шутовских нарядах. Вся бурнокипящая политика 90-х напоминала один непрекращающийся карнавал: народ и власть были по-настоящему едины в безудержном стремлении что-нибудь эдакое отчебучить.
Замечательный русский филолог, философ и историк культуры Михаил Бахтин (1895-1975) в своей знаменитой книге «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» дал определение карнавальной культуры как временной отмены сакральной иерархии власти в пользу фамильярного псевдо-братания и площадного юмора под прикрытием карнавальных масок. Только во время карнавала люди средневековья получали иллюзию равенства и отмены многочисленных иерархических различий. Карнавал давал возможность выпустить пар, чтобы по его завершению все вернулось на круги своя.
Карнавал – по определению явление временное. Он рассчитан всего на пару недель, после чего, по идее, все возвращаются к своим привычным ролям и прежним местам в социальной иерархии. Невозможно жить в состоянии карнавала годами, не говоря уже про десятилетия. В России десять лет карнавала в 1990-е годы стали затянувшимся «праздником непослушания», итогом которого стала эмоциональная усталость от всеобщего «расколбаса» и предсказуемая ностальгия по восстановлению иерархии. Кстати, нынешнее «оранжевое» правление на Украине тоже имеет все черты карнавала – вряд ли украинцы протянут в таком режиме еще много лет: скорее всего, все закончится очередным застоем под мудрым руководством какого-нибудь нео-Кучмы.
Тишь, гладь и блогосфера
Путин вернул иерархии власти ее почти средневековую сакральность. Царь есть царь, и ему к лицу корона, а не шутовской колпак. Зубоскалы изгнаны с национального телевидения в FM-ссылку. Кроме того, таки удачно подоспела колбаса – мировые цены на нефть в начале «нулевых» дали обратный ход, и к малому крантику трубы удалось вернуть прежде отлученных от него «сирых и убогих».
В новой «формуле любви» между властью и народом нашлось место и для укрощенной и не содействующей более анархии карнавальной культуры. Понимая, что народу все равно нужно выпускать пар, было разгорожено сакральное и профанное пространства. Политика и национальное телевидение остались в сакральном пространстве, а интернет милостиво был отдан для самовыражения и стеба (благо, что такое самовыражение ни на что практически не влияет).
Де факто реализовалась мечта славянофилов 19-го века об идеальной форме правления для России: полная свобода критики для широкой публики и полная свобода действий для самодержца (то есть самодержец может выслушать мнение народа, но поступать он волен по своему самодержавному усмотрению).
В этом смысле удалось пойти дальше брежневской эпохи. Политический анекдот тех времен также позволял выпустить пар, но он растворял личный «кукиш в кармане» в море других кукишей. А вот нынешний блог дает возможность придать кукишу «лица необщее выражение» и снабдить его авторской подписью (как известно, с автором анекдота мало кому удавалось встретиться). В брежневские времена «крамольные» надписи на стенах общественных туалетов не подразумевали обратной связи. А теперь отвечай автору поста или интернет-статейки сколько хочешь – хоть с применением раблезианской обсценной лексики и юмора «телесного низа», приличествующих виртуальному сортиру, хоть без оных. Так или иначе, твое личное мнение (мнение гоголевского «маленького человека») пойдет гулять по интернету. Вот, высказался доселе практически никому неизвестный Подрабинек, и вся страна обсуждала.
Карнавальная интернет-культура подменила у нас демократию. Причем речь идет не только о злокозненности власти, эту демократию ограничивающую и «суверинизирующую», но и добровольной отдаче народом права выбора (а значит и бремени ответственности за свой выбор) в пользу более удобной жизненной позиции: «Вы за нас все решите, а мы, вот, постебемся – ух, как постебемся. Загнобим вас просто в интернете». Власть же милостиво отвечает: «Гнобите». Да и сама то блог себе заведет, то крамольный романчик типа «Околонуля» сочинит, как бы показывая, что, мол, мы тоже в теме.
На выборах в Мосгордуму, прошедших 11 октября, явка избирателей составила всего 35 процентов (по данным exit polls, вообще, лишь 28%). Казалось бы, в самом продвинутом регионе страны, коим является Москва, где концентрация «кукишей в кармане» явно выше среднестранового уровня, можно было бы воспользоваться своим избирательным правом и провести в региональный парламент представителей «демократической оппозиции». Ан нет. Голосовать не пойдем, потому что лениво. Лучше уж «антинародный режим» в очередной раз пнуть в интернете.
Видимо, предчувствуя электоральные настроения, Дмитрий Медведев в начале октября высказался за увеличение числа пользователей интернета в России. По мнению президента, именно по этому каналу должно происходить расширение свободы слова в стране. Похоже, высшее руководство прекрасно осведомлено о том, что востребованная свобода в России – это свобода ни к чему не обязывающего интернет-стеба и свобода снятия с себя бремени всякой ответственности, в том числе, и ответственности гражданской.
Небеса наградили (прокляли?) нашу необъятную родину переменчиво удойной нефтегазовой «трубой», располагающей к созерцательному безделью, и шаловливым интернет-пространством. В сложившихся обстоятельствах, русского человека правильнее было бы называть не Homo Faber (человек созидающий), а Homo Ludens (человек играющий).
Определение «человека играющего» дал в свое время выдающийся голландский культоролог Йохан Хейзинга (1872-1945). Согласно Хейзинге, именно игра, а не нудная работа, является основным фактором становления человеческой цивилизации.
Если речь идет о России, то такая интерпретация «многое объясняет»: методичная и кропотливая работа в немецком стиле у нас всегда считалась какой-то аберрацией, зато существует многовековая традиция скоморошества (тему скоморошества как стиля жизни хорошо раскрывает книга академика Дмитрия Лихачева «Смех в Древней Руси»). Поэтому, если есть такая возможность, сидим на печи, играем на балалайке и зубоскалим. Нынешняя интернет-ирония – это, по сути, такая современная форма скоморошества.
Стоит ли осуждать данное отношение к жизни? И да, и нет. С одной стороны, любой застой – это медленный и сладкий путь в небытие. То же самое можно сказать и о так называемом «нездоровом образе жизни», который все бурно осуждают, не имея при этом никаких душевных сил от него отказаться. С другой - какой-никакой баланс между трудом и досугом: то, что англосаксы называют модным термином life-work balance, и то, чего так стремится достичь прогрессивная корпоративная публика.
Поскольку все времена в России обычно делятся на «непростые» и «очень непростые», то к тому времени, в котором мы живем, следует относиться без излишнего драматизма. Возможно, его когда-нибудь еще назовут «золотым» (брежневская эпоха тогда, видимо, пойдет по категории «серебряного века»). Ведь, положа руку на сердце, по сочетанию уровня благосостояния (да, живем мы средне, но лучше все равно никогда не жили), и реально востребованной свободы (именно реально востребованной, а не формально даденной или формально ограниченной) путинско-медведевское правление является фактически беспрецедентным в русской истории.
Но не будем курить фимиам власти. Лучше поставим свечку за то, чтобы цена нефти не опускалась ниже 70 долларов за баррель, и чтобы не оскудевала интенсивность трафика в зоне ru.
Алексей Верижников, специально для E-xecutive
28.10.2009