Автор Тема: Любопытные факты о городе.  (Прочитано 93434 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Леди ФСБ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 15410
  • Карма: 2407
  • Пол: Женский
  • Невероятна, но факт!
    • Просмотр профиля
Из публикаций в газете "Молва".В вольном переложении Леди ФСБ =)
Тема будет систематически обновляться любопытными фактами из истории города :)

В самом сердце России – Москве нашла применение продукция ОАО ЭЗТМ.
Именно в наших цехах кипела работа по изготовлению сценического оборудования
для Большого театра, Кремлевского Дворца Съездов, концертного зала гостиницы «Россия», арены  Московского Государственного цирка. Кстати, фильтры для "Жигулей" тоже делали на ЭЗТМ.


В годы Великой Отечественной войны завод №12 (ныне ОАО МСЗ) выпускал 82 вида боеприпасов. Общее число произведенных за военные годы снарядов, бомб, мин составило 240 миллионов штук.  Если эти боеприпасы поставить вплотную друг к другу в одну линию, они бы в полтора раза первысили длину земного меридиана.


В августе 1948 года со дна моря подняли затонувшее судно, на котором обнаружили несколько столовых ложек из нержавеющей стали, изготовленных заводом "Электросталь" в довоенные годы. Эти ложки пролежали на дне
моря 7 лет и не только не поддались коррозии, но даже не изменили своего первоначального вида.

Бывшая Ногинская улица с 1965 года носит имя Петра Алексеевича Жулябина.

Бывшая Полярная улица названа именем Владимира Романовича Николаева.

Не ждите чудес. Чудите сами! ;)

Чтобы настоящим стать туристом, чтоб с дремучим лесом быть на "ты",
Не давайте волку есть конфеты, тигров не таскайте за хвосты.


Оффлайн Areguzanda

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 207
  • Карма: 46
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #1 : 20.04.10, 20:07:21 »
Из публикаций в газете "Молва".В вольном переложении Леди ФСБ =)
>Тема будет систематически обновляться любопытными фактами из истории города :)
Жадно следим!

>Кстати, фильтры для "Жигулей" тоже делали на ЭЗТМ.
Заходил не раз на ЭХМЗ в сумрачные времена. Запомнилось, как в харю тыкали бумажными гармошками с черной или апельсиновой отделкой: "ВидАл? Это МЫ делаем! И для подлодок - тоже!"
И нервно курили в окно, будто не табак переводили, а судьбу, незаслуженно лишенную славы...
Я тогда недоумевал над невзначай полученными знаниями видов воздушных фильтров. Теперь срослось - в сиюшный момент они пригодились :-)

>Бывшая Ногинская улица с 1965 года носит имя Петра Алексеевича Жулябина.
>Бывшая Полярная улица названа именем Владимира Романовича Николаева.
Зачем?
За что нам?


Оффлайн Леди ФСБ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 15410
  • Карма: 2407
  • Пол: Женский
  • Невероятна, но факт!
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #2 : 20.04.10, 20:15:51 »
Ну Жулябин и Николаев - герои войны :)
Не ждите чудес. Чудите сами! ;)

Чтобы настоящим стать туристом, чтоб с дремучим лесом быть на "ты",
Не давайте волку есть конфеты, тигров не таскайте за хвосты.

Оффлайн Areguzanda

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 207
  • Карма: 46
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #3 : 20.04.10, 21:21:34 »
Ну Жулябин и Николаев - герои войны :)
Они бы не одобрили. Они не ради этого на подвиги пошли. Нам всем долго восходить к их подвигам, но за что вечно жить под их фамилиями?

Оффлайн boolean

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4773
  • Карма: 168
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #4 : 20.04.10, 21:31:22 »
Бывшая Ногинская улица с 1965 года носит имя Петра Алексеевича Жулябина.
Андреевича
visited=EGTNBYFIDEGRITLTESUACYILJOPQTRAECU

Оффлайн Леди ФСБ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 15410
  • Карма: 2407
  • Пол: Женский
  • Невероятна, но факт!
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #5 : 29.04.10, 07:32:32 »
Андреевича
Точно. Опечаталась :)
Не ждите чудес. Чудите сами! ;)

Чтобы настоящим стать туристом, чтоб с дремучим лесом быть на "ты",
Не давайте волку есть конфеты, тигров не таскайте за хвосты.

Оффлайн Леди ФСБ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 15410
  • Карма: 2407
  • Пол: Женский
  • Невероятна, но факт!
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #6 : 29.04.10, 07:40:48 »
В 1981 году у стадиона "Авангард" в честь ветеранов зенитно-артиллерийского полка установили мемориал с зенитной пушкой.

В годы войны 347-1 ЗАП уничтожил 4 немецких самолета "Хейнкель-111". Два из них - в первую ночь налета немцев на город (с 21 на 22 июля 1941 года). Свой смертоносный груз эскадрилья сбросила на Храпуновские и Кудиновские торфяники. Один самолет - летом 1943 в районе Павловского Посада. Четвёртый - осенью 1943 года. Его экипаж погребен в болотах у деревни Есино.

В планшете одного из летчиков обнаружили карту, на которой Электросталь была зачеркнута черным крестом, а в донесении в Берлин значилось, что город уничтожен с воздуха.
Не ждите чудес. Чудите сами! ;)

Чтобы настоящим стать туристом, чтоб с дремучим лесом быть на "ты",
Не давайте волку есть конфеты, тигров не таскайте за хвосты.

Оффлайн cinic

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14107
  • Карма: 841
  • Пол: Мужской
  • НЕ СУДИТЕ СТРОГО, ДУРАКОМ ТОКА ПРИКИДЫВАЮСЬ
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #7 : 29.04.10, 07:48:54 »
Они бы не одобрили.
вы у них лично спросили?  :dp:

Нам всем долго восходить к их подвигам, но за что вечно жить под их фамилиями?
есле фамилия совпадает или не нравится - можно взять девичью или поменять мужа...
или переехать на улицы расковой, золотухи, ялагина, тевосяна, пушкина, лермонтова, ленина...
к сожалению для нелюбителей "фамильных" улиц мэрия не продумала переименовать пару улиц в графский переулок, маркизов бульвар или самодержавный проспек...
жестов жесть жечь жуя жевалами... он одинок одиночеством одиночки... просто проси простого покоя покойник... абрикосовый абрис арбитражного антуража...

Оффлайн Greet

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1917
  • Карма: 269
  • Пол: Мужской
  • Серьезней, господа.
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #8 : 29.04.10, 20:01:52 »
вы у них лично спросили?  :dp:
есле фамилия совпадает или не нравится - можно взять девичью или поменять мужа...
или переехать на улицы расковой, золотухи, ялагина, тевосяна, пушкина, лермонтова, ленина...
к сожалению для нелюбителей "фамильных" улиц мэрия не продумала переименовать пару улиц в графский переулок, маркизов бульвар или самодержавный проспек...
А моё Высоково в дурацкую Юбилейную переименовали. Юбилейная в честь какого юбилея? Как мемя бабушка вдоль деревни Высокого хворостиной за курение гоняла? Бунта Разина? Когда вырыли юбилейную канаву?
 Так и живем под бессмысленным именем
Не вступаю в дебаты с партиями и гомном.

Оффлайн Леди ФСБ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 15410
  • Карма: 2407
  • Пол: Женский
  • Невероятна, но факт!
    • Просмотр профиля
Не ждите чудес. Чудите сами! ;)

Чтобы настоящим стать туристом, чтоб с дремучим лесом быть на "ты",
Не давайте волку есть конфеты, тигров не таскайте за хвосты.

Оффлайн cinic

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 14107
  • Карма: 841
  • Пол: Мужской
  • НЕ СУДИТЕ СТРОГО, ДУРАКОМ ТОКА ПРИКИДЫВАЮСЬ
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #10 : 03.05.10, 14:15:55 »
Так и живем под бессмысленным именем
и чтоп вам так жить!...
соберите жильцов, выберете имя покрасивше, скиньтесь деньгами, чтобы ваши прихоти оплачивать не за счет городского бюджета и вперед - переименовывайтесь...
начинай обходить кваритиры... дави на жалость - хворостина и бабушка, так хоть посылать далеко не будут, а сначала выслушают.... а когда про деньги заикнешься мож в морду то и не дадут... :bj:
жестов жесть жечь жуя жевалами... он одинок одиночеством одиночки... просто проси простого покоя покойник... абрикосовый абрис арбитражного антуража...

Оффлайн Леди ФСБ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 15410
  • Карма: 2407
  • Пол: Женский
  • Невероятна, но факт!
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #11 : 11.11.10, 09:34:32 »
Улица Школьная (Тевосяна)

Историческая справка: Эта улица начинается от Фрязевского шоссе и прямой стрелой ведет на восток, к улице Красной. В довоенные годы она называлась Школьной. Назвали ее так из-за школы № 4, стоящей прямо у дороги. Решением № 12 от 12 января 1972 года Исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся, в связи с 70-летием со дня рождения и учитывая большой вклад И.Ф. Тевосяна в развитие завода «Электросталь», улица Школьная была переименована в улицу Тевосяна.

Чем же заслужил этот человек такую честь?

Иван Федорович Тевосян родился в 1902 году в семье ремесленника. Детство и юность прошли в Баку. Там же он получил начальное образование, затем окончил вечернюю гимназию. В 1918 году вступил в Рабоче-крестьянскую партию большевиков. В этом же году был избран секретарем подпольного комитета партии в Баку. В начале 20-х годов по путевке ЦК КПСС поступил в Московскую горную академию на металлургический факультет и в 1927-м получил высшее образование. Его практическая деятельность началась на заводе «Электросталь» - два года работал сначала помощником мастера, мастером, затем начальником сталеплавильного цеха. В 1931 году для изучения зарубежного опыта большую группу специалистов-маталлургов, среди которых был Иван Федорович, направили на заводы технически развитых стран. В течение года Тевосян был в Германии на металлургических заводах Круппа, в городе Эссене. Он посетил ряд лучших металлургических заводов, производящих специальные стали в Чехословакии и Италии. По возвращении в Советский Союз И.Ф. Тевосян назначен главным инженером завода «Элект-росталь». Стране нужны были новые марки стали, требовалось увеличить объемы их производства. Народный комитет тяжелой промышленности создает производственное объединение «Спецсталь». По инициативе С.Г. Орджоникидзе, Тевосяна назначают управляющим объединения. Благодаря знаниям и энергии И.Ф. Тевосяна, значительно увеличивается объем и сортамент специальных сталей, резко сокращается их импорт. Последующие годы Иван Федорович занимает руководящие должности в разных министерствах. В годы войны был наркомом черной металлургии. Его организаторские способности дали возможность вывезти с южных заводов значительную часть оборудования в глубокий тыл и наладить там работу. В 1943 г. И.Ф. Тевосяну присвоено звание Героя Социалистического Труда.

На заводе «Электросталь» знают и не забывают Ивана Федоровича. Он очень уважал в человеке квалификацию, любовь к своей профессии. Был требовательным, но справедливым. Был чуток к нуждам людей, не переносил ложь и конфликты и умел шуткой разрядить любую обстановку. Яркая, интересная жизнь, охватившая самые трудные годы нашей страны, оборвалась 30 марта 1958 года. И.Ф. Тевосян похоронен у Кремлевской стены в Москве.
Зимой 1972 года, в канун 70-летия со дня рождения И.Ф. Тевосяна, на площади возле строящегося кинотеатра состоялся митинг работников завода «Электросталь», посвященный закладке памятника главному инженеру завода, и в мае 1975 года памятник был открыт (скульптор Л.И. Николаев, архитектор В.С. Асс).

Ненадолго вернемся в довоенные годы. Что представляла собой улица? Бараки и двухэтажные дома были раскиданы без всякой планировки. Между ними стояли голубятни, сараи с дровами и всякой живностью: свиньями, курами. Район, прилегающий к заводу, назывался «Рабочий поселок».

Проект планировки и за-стройки улиц в поселке жилыми домами впервые разработан в 1932 году. Наряду с общей архитектурно-планировочной организацией всего города в целом, в проекте 1932 года были разработаны архитектурные схемы типовых жилых кварталов. Начнем по порядку.

Если с улицы Красной завернуть на улицу Тевосяна, то по правую сторону увидим высокое здание заводской поликлиники, фасад которой выходит на улицу Красную, а торцом на улицу Тевосяна. Первоначально поликлиника находилась в стандартных домах №№ 42, 44 по улице Красной. Но там было очень тесно, и построили специальное здание с просторными кабинетами и коридорами. А на месте сегодняшней поликлиники стоял ряд щитовых домов, в которых жили рабочие завода «Электросталь».

За поликлиникой - пятиэтажный дом № 35, за его протяженность (восемь подъездов) прозванный «Курским вокзалом». Строили его четыре года, с 1977 по 1981-й, в эти же годы реконструировался и Курский вокзал в Москве.

50-60-е - это годы интенсивного строительства. Застройка улицы велась заводом «Электросталь» и трестом «Мособлстрой-9». В 1951 году для рабочих завода сдавалось четыре 12-квартирных дома. Они были построены из шлаковых блоков, с нарушением технологий, неморозоустойчивы, не соответствовали требуемой прочности. Многих из этих домов уже нет. В 1963 году построили четыре 60-квартирных дома, в 1964 - три 80-квартирных дома из кирпича.

Далее перейдем улицу Пионерскую и остановимся перед необыкновенно красивым, современным зданием с ухоженным двором. На фасаде написано «Протезно-ортопедический реабилитационный центр «Огонек». Совсем недавно в нем было глазное отделение городской поликлиники, а еще раньше сюда приходили за знаниями. В 1934 году построено это специальное школьное здание на 880 мест при двух сменах. Фактически уже в первый год эксплуатации в школе обучалось около 1200 учащихся. Сначала это была начальная школа № 20, впоследствии стала семилетней № 4, вечером, после работы, приходила молодежь и тоже садилась за парты. За школой был прекрасный яблоневый сад. После ремонта здание совершенно изменилось и не узнать прежнюю школу.

В марте 1963 года начала работу Книжная фабрика № 1. Решение о строительстве было принято еще в 1958 году. Самое высокое здание из стекла и бетона занимало 1,76 га. Позже построен семиэтажный административный корпус. Когда-то мощности и оборудование позволяли печатать газеты, книги, буклеты, открытки. Предприятие работало с издательствами «Советская Россия», «Современник». Сегодня это ООО «Типография ИПО профсоюзов Профиздат».

Левая сторона от улицы Красной начинается с автозаправки. Построена она в 2002 году на месте снесенных двухэтажных домов ранней постройки. В 1977 году построены кирпичные жилые дома с пристройками. С торца пятиэтажного дома № 42 был магазин «Молочный», а с торца дома № 38 - магазин «Овощи». Дом № 42 строился силами трех заводских подразделений цехов: КИПа, РМЦ и ТСЦ.

Дальше, немного поодаль от дороги, стоят одинаковые четырехэтажные панельные дома №№ 26,28,30,32,34. С 1960 года в городе началось крупнопанельное строительство. Эти дома заселялись только работниками завода «Электросталь». Жильцы бережно относились к подъездам, устраивали субботники по уборке территории вокруг домов, участвовали в соревнованиях по содержанию дома. На фасадах некоторых из них прикреплены таблички «Дом образцового содержания». Окна домов 26, 28, 30 несколько лет назад выходили в небольшой, но уютный скверик, где была клумба с цветами, вокруг стояли скамеечки, можно было отдохнуть. Теперь ничего этого нет.

Переходим перекресток с улицы Мира, и перед нами высокое здание из пяти этажей - средняя школа № 13. Открытие ее было приурочено к 1 сентября 1957 года. В нее пошли учиться сразу 1255 учащихся. Газеты писали: «Школа явилась хорошим подарком для детей города. В ней имеется радиоузел, киноаппаратура. Только физкультурного оборудования куплено на 20 тысяч рублей...» Замечательный коллектив учителей работает в этой школе и сегодня.

Почти напротив школы, через дорогу, кинотеатр «Современник». Современник молодежи 1972 года. Огромное здание выглядело внушительно, современно. На этой стройке трудилась в основном молодежь, и она считалась ударной стройкой города. Сейчас бывший широкоформатный кинотеатр «Современник» на реконструкции. А когда еще не существовало улицы и жилых домов, на месте кинотеатра находились склады. К ним были проложены рельсы и ходил паровоз.

Между западной стеной «Современника» и соседним двухэтажным домом расположен продуктовый магазинчик. «В 1948-1952 годах на это место приезжала автоцистерна с керосином. Жители с бидонами, сваренными из нержавейки или спаянными из двух противогазных коробок, выстраивались в очередь за керосином. В то время почти в каждом доме были керосинки или керогазы, на которых готовили еду, так как покупка дров была делом невыгодным. Примусы были большой редкостью в те годы» (из воспоминаний А.Л. Рейтблата).

Далее по этой улице с двух сторон стоят двухэтажные дома застройки 50-х годов. Внутри они из шлакоблока, а наружная сторона отштукатурена и покрашена краской светлых тонов. В одном из домов находится участковый пункт милиции «Западный».

В районе жилого девятиэтажного дома № 10, между Фрязевским шоссе и магазином «Электрон», старожилы города помнят поселок из частных «финских» домов, окруженных грядками и фруктовыми деревьями. А на месте магазина «Электрон» стоял одноэтажный рубленый магазинчик, где можно было купить соль, сахар, хлеб, водку. Поселок просуществовал вплоть до 1961 года, но город Электросталь разрастался, и многоэтажные кирпичные дома выросли на месте поселка. Магазин «Электрон» название получил по своему товару, еще лет десять назад в нем можно было купить телевизор, холодильник, стиральную машину, радиоприемник, магнитофон и аудиокассеты, гитару и саксофон.

Когда в городе построили асфальтовый завод, улица Школьная в числе первых была заасфальтирована. Школьники сажали деревья, следили за чистотой улицы.

Была хорошая традиция устраивать праздники, посвященные улицам. 4 сентября 1977 года сотни горожан собрались на праздник, посвященный улице, названной именем известного металлурга. У кинотеатра «Современник» выступали передовики социалистического соревнования завода «Электросталь», почетные жители города, руководство завода. На этот праздник приезжали жена И.Ф. Тевосяна Ольга Александровна и сын.

В статье использованы материалы городского музея,
городского архива и воспоминания старожилов города.
Не ждите чудес. Чудите сами! ;)

Чтобы настоящим стать туристом, чтоб с дремучим лесом быть на "ты",
Не давайте волку есть конфеты, тигров не таскайте за хвосты.

Оффлайн sati

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2080
  • Карма: 846
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #12 : 28.01.11, 08:36:11 »
Названия:
1. Дворянское гнездо.
2. Остановка - три сорок.
Где и почему такое название?

Оффлайн Фея ф тапках

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1298
  • Карма: 201
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #13 : 28.01.11, 09:40:33 »
Звезда на курантах сделана  на заводе Электросталь
Возможно ли оценить вероятность правильности теории вероятности?

Корсар

  • Гость
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #14 : 28.01.11, 09:45:16 »
Названия:
1. Дворянское гнездо.
2. Остановка - три сорок.
Где и почему такое название?
Где:
1. Перекресток улиц Радио и Красная. Магазин так назывался.
2. Бывшая остановка Рубин, почему точно не знаю.

Оффлайн Горожанин

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2858
  • Карма: 228
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #15 : 28.01.11, 11:47:00 »
Названия:
2. Остановка - три сорок.
Где и почему такое название?

Это дом по проспекту Ленина, №25. Такое наменование сохранилось со строительного адреса, который присваивается на момент строительства дома. От "стариков" я слышал и другие дробные названия на соседние дома.

Оффлайн sati

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2080
  • Карма: 846
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #16 : 28.01.11, 13:19:41 »
А почему Дворянское гнездо? :dp:

Оффлайн lyaprofes`on

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 228
  • Карма: 35
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #17 : 28.01.11, 14:33:02 »
хорошо- а улица садовая - что есть сейчас
Любой Каприз за Ваши деньги!!!

Оффлайн Леди ФСБ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 15410
  • Карма: 2407
  • Пол: Женский
  • Невероятна, но факт!
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #18 : 28.01.11, 15:15:40 »
хорошо- а улица садовая - что есть сейчас
Корнеева.
Не ждите чудес. Чудите сами! ;)

Чтобы настоящим стать туристом, чтоб с дремучим лесом быть на "ты",
Не давайте волку есть конфеты, тигров не таскайте за хвосты.

Оффлайн Леди ФСБ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 15410
  • Карма: 2407
  • Пол: Женский
  • Невероятна, но факт!
    • Просмотр профиля
Re: Любопытные факты о городе.
« Ответ #19 : 28.01.11, 15:34:16 »
В 1984 году школа #20 стала инициатором интереснейшего движения по сбору средств на постройку автобуса "Малютка". Поводом к этому послужила статья в одной из военных газет о том, как дети в годы войны собирали средства, чтобы построить танк "Малютка".

Инициативу поддержали многие школы города.

Ребята собирали мукулатуру, металлолом, занимались общественно-полезным трудом. В мае 1984 года состоялось торжественное событие: на дороги города выехал автобус "Малютка", которым управлял лучший комсомольский экипаж.
Не ждите чудес. Чудите сами! ;)

Чтобы настоящим стать туристом, чтоб с дремучим лесом быть на "ты",
Не давайте волку есть конфеты, тигров не таскайте за хвосты.