Чуть-чуть не в тему, но мимо этого текста не смог пройти.
Только Голландия и только Harddance!Прошедший 14 апреля в амстердамском выставочном комплексе RAI фестиваль In Qontrol стал эдакой генеральной репетицией или смотром сил перед главным событием в мире harddance музыки ? рэйвом Sensation Black. Мероприятие задействовало несколько павильонов экспоцентра в которых разместилось 7 танцполов (Hardstyle, Hardcore, Techno, Jump, Classics & Oldstyle, Early Hardstyle и VIP). Но прежде чем начать описывать происходившее в ту ночь на юге Амстердама, хотелось бы сказать пару фраз ?о роли и месте? harddance музыки в жизни Голландии и Европы вообще.
Intro или небольшое введение в тему ?harddance? С незапамятных времен, а именно со статьи Капитолины Деловой в МК ?GABBA: Буйство злобных гоблинов?, опубликованной более 10 лет назад, вокруг хардкора, да и всей музыки, чей bpm (количество ударов в минуту) превышал 140-150 (максимально возможное значение для техно музыки) культивировался образ музыки для лузеров и неудачников. Хардкор, так и вовсе, с легкой руки ведущей Мегахауса был всецело назван музыкой такого вот рода персонажей: ?Через пару часов им возвращаться на свои окраины Роттердама, где они будут с трудом убивать время до следующего уикэнда и экономить деньги на свой "угар", вместо того чтобы пытаться пробиться в бизнесе. От Роттердама до Глазго GАВВА, по большому счету, ? это никчемность и безнадежность жизни?. Мой сосед по столу в Универе ? Андреас ? ?простой роттердамский пацан? ходит на хардкор/хардстайл пати, а после них, немного поспав, может пойти со своими родителями на концерт классической музыки. Помимо этого он учиться играть на фортепьяно и в легкую проведет дискретизацию дифференциальных уравнений несколькими способами. Но в сознании рядового российского клаббера он ? тоже гопник и быдло. Потому что он слушает хардкор и ходит на вечеринки с этой музыкой.
Я не возьмусь утверждать, что все посетители такого рода вечеринок ? образованная молодежь, с широким спектром интересов и познаний. Но и записывать многие десятки тысяч парней и девчонок по всей Европе в отбросы общества, только потому, что им нравится музыка ?быстрее обычного? считаю абсолютно недопустимым.
За то время, что в России любая музыка с приставкой ?hard? выставлялась как прибежище для дегенератов и моральных уродов, на Западе успело появиться и развиться в абсолютно самостоятельные и самодостаточные стили сразу несколько музыкальных направлений. В первую очередь, конечно, стоит отметить веяние 21 века ? hardstyle (кое-какие попытки по его привнесению на землю русскую пытался в свое время осуществить Сергей Пименов), который уже несколько лет как делит первое место по популярности с progressive trance музыкой среди голландской молодежи. Сама музыка вышла из хардхауса, заметно утяжелившись под влиянием хардкора и представляет собой по сути дела качающий бит с bpm порядка 150-160, вкупе с зажигательными гимновыми мелодиями. Однако последние 2 года серьезную конкуренцию ему стал составлять набравший огромную популярность в Бельгии Jumpstyle (jump) ? музыка состоящая по сути дела из равномерного бита и пары слоев нехитрых мелодий и синтезаторных звучков. Примитивизм в абсолюте, но при этом отлично подходящий для танцев.
I am IN QONTROL На мероприятии я оказался в районе часа ночи, то есть практически в момент максимальной наполняемости площадок фестиваля. Первые впечатления от танцполов: Hardstyle ? более чем переполнен ? по нему буквально не возможно даже протиснуться ? 4500 человек, не меньше; люди не танцуют, они даже почти не двигаются ? нет места. Над танцполом VIP ложа, пробираюсь на неё ? там стоит еще несколько сотен человек. Hardcore ? три с лишним тысячи простых голландских парней и девчонок прыгают под местную знаменитость ? DJ D-Passion. И не смотря на жесткость музыки, ?негламурность публики? на танцполе не чувствуется агрессии и негатива, как такового, вообще. Танцующие радуются, как умеют, своей любимой музыке и порой даже улыбаются. Techno ? около 1000 человек, рассеянных по достаточно вместительной площадке, играет музыка в стиле ?DJ Фашист?. Люди танцуют. Jump ? несколько сотен человек, которые? просто стоят и слушают музыку. Двигается, дай бог 20% присутствующих. Шок. Classics & Oldstyle ? пожалуй самая лучшая по соотношению количество-качество людей/хорошая музыка арена ? более полутысячи человек пляшут здесь под мелодии и ритмы своей молодости. Early Hardstyle ? одна из самых малочисленных (примерно столько же сколько на Jumpstyle танцполе, при вдвое большей площадке) арен фестиваля она же из самых малопонятных ? играл эдакий протостайл рубежа тысячелетий ? пока еще невнятный и малооформившийся; танцевать под него было не просто, да и не особо то и хотелось. До VIP танпола, где задавала тон DJ Lady Dana, я так и не добрался. Добавьте еще несколько тысяч человек, которые постоянно перемещаются между танцполами/барами/туалетами, добавьте какую-никакую ротацию приходящих/уходящих и вы получите 15-20 тысяч посетителей.
Отдельного упоминания требуют бары, а вернее, система покупки всяких разностей в них. Для совершения этого вам потребуются специальные монетки или купончики, которые приобретаются за деньги в отдельно установленных кассах. Очевидно, что при этом решается проблема "отсутствия сдачи" и экономится время, которое тратят бармены на ее поиски. Правда, в очереди за самими жетонами можно провести до 15 минут. Подобное решение действует на всех крупных рэйвах (Sensation, Tomorrowland и пр.), виденных мной в Европе и многих ночных клубах. На этот раз в обмен на 10 евро давали 4.5 пластиковых квадратика. Пиво/кола/минералка стоили, соответственно, один квадратик, а порция виски 2. Также в отдельном баре пластиковые деньги можно было потратить на покупку пиццы и другой съедобной всячины. Помимо этого хочется сказать о еще одной важнейшей детали ? время от времени мимо проезжали люди на инвалидных колясках с сопровождающими их ребятами. Хоть я видел это и не первый раз в жизни, но всё равно был поражен тому, с какой радостью и блеском в глазах люди, сидящие в колясках махали руками и радовались происходящему вокруг?
Второй круг обхода танцполов не выявил принципиальных различий, единственное, что запомнилось это сотни поднятых рук с зажженными зажигалками, когда на Hardstyle танцполе заиграл ремикс на Metallica`у ? Nothing else matters. Ближе к 3 ночи люди более-менее распределились между площадками и под один из хардстайловых гимнов весны-лета 2006 ? Stampuhh! всё на том же танцполе уже можно было относительно свободно попрыгать, лишь изредка задевая остальных. На хардкор арене людей вроде бы немного прибавилось, но это не мешало собравшимся танцевать. Наконец, стало возможным оценить техническую сторону мероприятия и его оформление ? на мой взгляд, звука не хватало на всех площадках, свет был довольно простенький, как дизайн танцполов и заставки, крутившиеся на видео, но всё вместе смотрелось вполне органично.
Вечеринка неслась к своему завершению ? уже были отыграны все хиты и пережиты самые яркие моменты. Мне оставалось только послушать live от Peaky Pounder vs. Rude Awakening на техно танцполе, чтобы намеченная программа была выполнена на 100%, когда на подходе к площадке я встретил своего голландского приятеля DJ Husz`а (что работает на том же лейбле, что и упомянутые артисты), который поделился интересной мыслью: "люди мало танцуют и много перемещаются между аренами, потому что здесь намешана куча стилей, ребята приходят большими тусовками, в которых собраны фаны различных стилей ? поэтому кто-то один отрывается на своем танцполе, а остальные просто стоят и смотрят. Затем они перемещаются на другую арену и ситуация повторяется?".
Последние полчаса пролетают незаметно и вот он конец ? никакого последнего трека на бис, загорается свет, и люди ручейками устремляются в сторону гардеробов. По пути перед ними буквально из ниоткуда выскакивают одетые во все черное девушки и вручают флаера или афиши на Sensation Black.
Осмысляя увиденное На улице мы стоим минут 20 в ожидании друзей и за это время из дверей на нас не переставая идут люди. Примерно раз-два в минуту на глаза попадаются персонажи, одетые в треники ? да такие тоже были. Но повторюсь: никакой агрессии и негатива на лицах.
In Qontrol оставил противоречивые впечатления ? массовость и востребованность мероприятия не вызывает сомнения. Технический и организаторский уровень, со скидкой, "на более простую аудиторию" тоже. Но вот атмосферы не то чтобы массового праздника, а даже просто единения всех собравшихся не было. Даже на хардкор танцполе где было больше всего драйва, не было ощущения всеобщей радости от играемой музыки.
Вместо заключения я хотел бы сказать пару слов о состоянии harddance сцены в Голландии. После посещенной в марте вечеринки Promo The Resistance Below, прошедшей в Heineken Music Hall и собравшей 7000 человек, мне показалось, что хардкор снова набирает популярность. Увиденное на In Qontrol`е и изучение состава заявленных участников на Sensation Black (4 имени вместо 2 в прошлом году) как нельзя лучше подтвердили это предположение. Востребованность hardstyle`а здесь переоценить сложно ? дело, опять-таки, не в пресловутых пацанах с городских окраин, разъезжающих в местных аналогах "разбитых девяток" ? эту музыку здесь можно запросто услышать в баре, на радио или плеере соседа в транспорте. А вот на счет jumpstyle`а сказать что-либо однозначно нельзя. Либо ситуация на этом танцполе была исключением из общего правила (за один викенд по всей Голландии проходит несколько десятков вечеринок с этим стилем музыки), либо это, всё-таки, начало конца моды на "бельгийский саунд".
Александр Bitmaker
http://msk.nightparty.ru/article.php?kolonka_id=47&article_id=2361