Автор Тема: ?Обитаемый остров? Федора Бондарчука  (Прочитано 37834 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Добрый Бородач

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1662
  • Карма: 520
  • Пол: Мужской
  • Делай добро и бросай его
    • Просмотр профиля
?Обитаемый остров? Федора Бондарчука ? одна из главных премьер года, один из самых амбициозных и дорогих проектов за всю историю новейшего отечественного кино. Фильм призван потрясти не только масштабностью съемок, но и нетривиальностью и сложностью темы. Фильм снят по одноименному роману братьев Стругацких, проблематика которого отчасти напоминает ?Трудно быть богом?: есть планета Саракш, где царит военно-тоталитарный режим, и есть герой, стремящийся эту систему разрушить.

Цивилизация Саракша, правда, находится на более высоком техническом уровне. Население зомбируется при помощи специальных башен-излучателей, которые расставлены по всей стране: они отучают жителей мыслить критически. Большинству башни внушают верноподданнический экстаз; меньшинство (выродки) не подвержены излучениям ? но они страдают во время сеансов от сильнейших головных болей и судорог.


?С таким же успехом можно было сделать триллер из ?Войны и мира? ? например, разработав ряд заданий типа: ?Ты Пьер Безухов, за тобой гонится стая озверевших французов. Убей их всех!?

На стороне меньшинства оказывается случайно попавший на планету молодой пилот-землянин Максим Каммерер, который пытается уничтожить центр психотронного излучения и таким образом вернуть планету в режим ?естественного хода истории?. В конце герою, однако, объясняют, что психотронное излучение и прочие тоталитарные штучки ? это и есть естественный, увы, ход истории, а он, вмешавшись, только помешал эволюции? А самый хитрый из Отцов по кличке Странник, тоже землянин, прислан сюда для спасения планеты.


Роман ?Обитаемый остров? менее метафоричен и символичен, чем, скажем, ?Трудно быть богом?, зато в нем больше динамики, событий, масштабных сцен, что делает его весьма соблазнительным для экранизации. Для некоторой части нынешних 40?50-летних все творчество Стругацких является истиной в последней инстанции; для большинства 20-летних Стругацкие, увы, лишь фамилия из далекого советского прошлого. Желание съемочной группы угодить всем порождает странное и знакомое уже противоречие. С одной стороны, нам с гордостью рассказывают, что в кино нет никакой ?отсебятины? и фильм ?бережно? воспроизводит книгу (это действительно так ? но само по себе не является художественной доблестью). С другой стороны, поскольку фильм масштабный, объясняют нам продюсеры, то его, конечно же, старались снимать так, чтобы ?молодежи было понятно?.

То есть: чтобы был экшн; чтобы была страс-с-стная любовь героя и героини; чтобы постоянно что-то взрывалось, шипело, урчало и хрюкало; чтобы обязательно появлялись мутанты с шерстяными головами; чтобы чавкающая, грохочущая и жутко опасная масса врагов всех мастей разлеталась от одного движения героя, который всегда всех побеждает. Жанр есть жанр, космический боевик есть боевик. Никто бы и словом не упрекнул режиссера Бондарчука, если бы за год примерно до премьеры не было столько разговоров, намеков и прямых высказываний, что этот фильм ? ?не просто так?. Что это не ?стрелялка? с синхрофазотронами и пустынными пейзажами, а нечто, шедевр с глубоким смыслом, ?богатое кино для умных?.


Честно говоря, посмотрев первую часть, я вообще не заметил ни одной идеи в фильме: все тонет под спудом красочных декораций и спецэффектов (кто спорит, художники потрудились на славу). И общее впечатление от фильма остается ? обычный боевик на тему ?Вот как бывает на далеких планетах?. Тем более что четырехчасовой фильм разделен на две части (одна выходит в январе 2009 года, другая ? в апреле 2009 года), отчего теряется цельность и парадоксальность высказывания, главная идея романа Стругацких.


Снимать ?фильм по книге? вовсе не означает быть заложником книги. Додумывать, переводить книжные образы на язык кино, выделять одну линию или делать акцент на идее произведения ? это вовсе не преступление, а нормальное творчество. Но для подобного шага нужны, во-первых, собственные идеи, которые были бы равны по масштабу идее книги; во-вторых, творческая воля режиссера и продюсеров, желание сделать нечто самоценное. Естественно, это предполагало бы и написание оригинального сценария фильма именно по мотивам Стругацких, а не ?бережное сохранение произведения? (авторы сценария ? известные фантасты Марина и Сергей Дяченко).

А иначе получается абсурдная ситуация: реплики героев дословно перенесены из книги, но смотрятся в фильме лишь формальными перебивками между одной экшн-сценой и другой экшн-сценой. В результате этого ?бережного обращения с классикой? получается не фильм, а очень качественная компьютерная игра по мотивам романа. С таким же успехом можно было сделать триллер из ?Войны и мира? ? например, разработав ряд заданий типа: ?Ты Пьер Безухов, и за тобой гонится стая озверевших французов. Убей их всех!?. То, что в игре ?с небывалой детализацией воспроизводится Москва начала XIX века?, как вы понимаете, никак не способно приблизить к пониманию романа ? хотя и доставляет, допустим, известное эстетическое удовольствие игроку.

Ключевые слова: Борис и Аркадий Стругацкие, Федор Бондарчук, кино
Было бы неправдой сказать, что в фильме совсем нет никаких находок: есть, и очень удачные, но авторы на них явно не строили расчетов. Ну вот, например. Зомбирование при тоталитарном режиме ? это понятно, это описано уже в антиутопиях Оруэлла, Брэдбери, Хаксли, Замятина и пр. Но почему зомбирование столько действенно? Как это достигается именно технически?



В фильме радио и телевизоры в домах жителей Саракша постоянно бубнят что-то: что именно ? неважно, важна интонация. Она напоминает нечто среднее между советским ?Прогнозом погоды? и сеансами Кашпировского. В голосах дикторов Саракша удивительно сочетаются задушевность и тревожность: таким образом тонко подмечена и выражена сама суть тоталитарного дискурса, состоящая в том, чтобы попеременно то баюкать, то возбуждать. Именно эта ?реверсная интонация? и формирует тоталитарное сознание, называемое ?жизнью в осажденной крепости?. Хороша и сцена, в которой служащие гвардии орут свои ?кричалки?, напоминая одновременно десантников, силовиков и футбольных фанатов.


Но все равно: внимание авторов фильма сосредоточено не на тонкостях зомбирования или причинах массовой истерии, не на отношениях индивидуума и масс, а на банальном сюжете ?молодые и красивые герои преодолевают трудности?. Мне скажут, что этот фильм ?не публицистика?, как выразился один из продюсеров фильма Александр Роднянский. Как по мне, то публицистика в фильме и то была бы интереснее, чем тема ?герои сражаются с монстрами?. Главный герой Максим (Василий Степанов) в фильме не более чем ?красавец с мускулистыми глазами?. Наличия внутренней жизни у героя никак не наблюдается: мы видим только его реакции на внешние раздражители. Примерно та же степень погружения в роль и у остальных, включая и звездных Куценко и Гармаша, эмоциональность которых выражается в усиленном рычании и бешеном вращении глазами опять же.


Опять же ? почему все так? Виноваты, как мне кажется, не актеры, не режиссеры и не продюсеры, а система. Сложившаяся система представлений у кинематографического сообщества о том, что массового зрителя ни на минуту нельзя оставлять наедине с собой, что нельзя давать одних ?голых? мыслей или фраз, не сопроводив их какой-нибудь неземной любовью или эффектом. Что зрителя всегда в первую очередь нужно шокировать и развлекать ? иначе ему будет скучно (Говорят, узкой группе кинокритиков показали версию ?Обитаемого острова? без компьютерных эффектов еще в конце лета: все критики, люди серьезные и достойные, были в восторге и повторяли, что работа завораживающая. Отсюда можно сделать вывод, что спецэффекты способны сильно испортить даже очень хороший фильм).


Роман Стругацких сыграл презлую шутку с авторами фильма: они, как и Известные Отцы на планете Саракш, предпочитают зомбировать зрителя эффектами, не давая ему возможности думать, самому размышлять на тему свободы и несвободы. Попытка соединить экшн и ?вечные вопросы? в очередной раз потерпела крах ? если экшн более-менее снимать научились, то серьезности и оригинальности высказывания боятся, как черт ладана, все: и актеры, и режиссеры, и продюсеры. В результате с экранизацией Стругацких уже в который раз повторяется та же ошибка, что и с остальными современными экранизациями классики. Экранизируют не суть, а содержание ? долго, подробно, дословно! Да хоть бы и трижды дословно ? толку от этого!..



Главная же идея Стругацких не так уж проста, но и не столь трудна: это вечное противоречие между индивидуумом и толпой, невозможность одного ? пусть даже очень благородного и сильного человека ? изменить ход вещей в мире, законы развития общества. Не о том ли говорят Стругацкие в финале романа, что народ, массы сами не хотят раскрепощения, без зомбирования им еще хуже, чем с зомбированием?.. И что поэтому тоталитарные режимы ХХ века не случайность, не казус истории, а закономерность?..

Именно эта неотменимость зловещих законов истории человечества волновала писателей Стругацких, а даже не свойства тоталитаризма сами по себе. Эта мысль выражена во второй части романа Колдуном, который говорит Максиму: ?Ваша совесть подвигает вас на изменение существующего порядка, то есть на изменение стремлений миллионных человеческих масс по образу и подобию ваших стремлений. Это смешно и антиисторично?.


Да и сам Максим приходит к кому же выводу: ?Не было силы в стране, которая могла бы освободить огромный народ, понятия не имеющий, что он не свободен?. Но все же, все же Стругацкие дают понять читателю, что закономерность законов истории не отменяет роли личности. Когда все это будет сказано героями во второй части фильма ? не останется ли в памяти у посмотревших первую часть только ?космическое рубилово с Бондарчуком, Гармашом и Куценко?? Мне бы очень хотелось ошибиться.


http://www.vz.ru/culture/2008/12/17/239154.html


Mr. Chapel

  • Гость
Зачем Максим (в конце фильма) отправился на ЮГ?
Чтобы снять еще один неудачный фильм...
Они же открыто обозначили - Фильм первый.

Оффлайн Gepard

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8155
  • Карма: 668
  • Пол: Мужской
  • у меня тоже есть текст под аватаром ))
    • Просмотр профиля
В фильме всё понятно )) Тут это... по-умолчанию так должно быть, если чему-либо дают дорогу в массы.

Да и... кто-нибудь может привести пример фильма, в котором было бы что-то непонятным? По крайней мере что не прояснилось бы при повторном (-ых) внимательном (-ых) просмотре (-ах)?

p.s.: естественно, за исключением случаев, когда по художественному замыслу автора зритель не должен получить конкретных ответов на некоторые вопросы ))
Живём дальше... ;)

Оффлайн ИрМа

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 301
  • Карма: -327
  • Пол: Женский
  • ...touch my body...
    • Просмотр профиля
Решила сделать подарок своему любимому человеку: купила билеты на VIP-места, пива, попкорн... Все блаженство закончилось минуте на 30-ой, когда из Куценко пытались сделать воздушный шарик...
Сказав МЧ, что больше нет сил смотреть ЭТО, я вышла и прошлась по магазинам. Потом всю ночь снилиь кошмары и волдыри Куценко.
Итог (по-моему мнению): зря выброшенные деньги (как мои за просмотр, так и режиссерские) и время Бондарчука, талантливого, но к сожалению окоммерченного режиссера.
Вот.
"Чего хочет женщина - того хочет Бог" (с)

Оффлайн Gepard

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8155
  • Карма: 668
  • Пол: Мужской
  • у меня тоже есть текст под аватаром ))
    • Просмотр профиля
Если подарок - билеты в кино да идти вдвоём, то лучше на Стиляги =)))

Обитаемый Остров - это для другого!
Живём дальше... ;)

Оффлайн ИрМа

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 301
  • Карма: -327
  • Пол: Женский
  • ...touch my body...
    • Просмотр профиля
"Стиляг" посмотрели, и "Любовь-Московь 2" тоже :ae: Хотелось экшена... но как-то не срослось... :bm:
"Чего хочет женщина - того хочет Бог" (с)

Mr. Chapel

  • Гость
Как говорится, все новое...
http://voffka.com/archives/2009/01/13/049361.html

Оффлайн Gepard

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 8155
  • Карма: 668
  • Пол: Мужской
  • у меня тоже есть текст под аватаром ))
    • Просмотр профиля
Натянуто в половине случаев... впрочем, даже в большем количестве ))
Можно подобных аналогов найти в очень многих фильмах и клипах, а то и просто в зарисовках художников ))
Живём дальше... ;)

Оффлайн Force Majeure

  • VIP
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9989
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Да и... кто-нибудь может привести пример фильма, в котором было бы что-то непонятным? По крайней мере что не прояснилось бы при повторном (-ых) внимательном (-ых) просмотре (-ах)?
Некоторые фильмы Линча  :ab:

Оффлайн Snatch

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2722
  • Карма: 433
  • Пол: Мужской
  • Верим в Торпедо!
    • Просмотр профиля
В фильме всё понятно )) Тут это... по-умолчанию так должно быть, если чему-либо дают дорогу в массы.

Да и... кто-нибудь может привести пример фильма, в котором было бы что-то непонятным? По крайней мере что не прояснилось бы при повторном (-ых) внимательном (-ых) просмотре (-ах)?

p.s.: естественно, за исключением случаев, когда по художественному замыслу автора зритель не должен получить конкретных ответов на некоторые вопросы ))
"Внутренняя империя" Дэвида Линча 2006г. Попробуй пересказать своими словами....

Оффлайн Brave Mouse

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1798
  • Карма: -6
    • Просмотр профиля
столько много букв не может не быть Высоким Аргументом (с)пёрто
Чтобы умереть своей смертью, до нее еще надо дожить.

Оффлайн Brave Mouse

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1798
  • Карма: -6
    • Просмотр профиля
ну если Вы хотите по книге, то скажите пажалуста, как герой пол-фильма должен учить язык? что мы услышим с экрана? титры?
Чтобы умереть своей смертью, до нее еще надо дожить.

Оффлайн Brave Mouse

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1798
  • Карма: -6
    • Просмотр профиля
ну и в заключении вторника тоже немного гадостей напостю - нипомню когда и где, но прочитал и запомнил мудрую статью, смысл котрой, что все фильмы идут по 7 сценариям... но не зависимо от сценария ( да простят миня Боги за однокоренное слово в предложении ) в каждой экранизации есть Положительный герой, Злодей, Друг героя, Антипод, и Просто прохожие - один из персонажей сначала не любит другова ... а потом как получиться, но при этом всегда  - хеппиэнд и ремейк ... давайте не заморачиваться на громкие имена и пыжыть из себя культовых смотрителей фильмов, котрые нужно смотреть что бы " быть ипона мать крутым " ... мир гораздо проще, он круглый, и над ним есть солнце ( фонарь ) ..)))
Чтобы умереть своей смертью, до нее еще надо дожить.

Mr. Chapel

  • Гость
как герой пол-фильма должен учить язык? что мы услышим с экрана? титры?
Этот момент неплохо обыгран в "13-м воине".
Кто смотрел - вспомнит.
Впрочем, если бы прием использовали, это тоже было бы плагиатом  :da:
А кто помнит детский фильм "Дети капитана Гранта"?
Там на всех материках все герои говорили просто по-русски :ag:

ЗЫ. Кстати, недавно узнал. что Ахмет ибн Фагхлан - реально существовавший человек.

Mr. Chapel

  • Гость
в каждой экранизации есть Положительный герой, Злодей, Друг героя, Антипод, и Просто прохожие
- О! Привет! А кто это с тобой?
 - Да... какой-то парень из массовки... (с) х.ф. "Горячие головы 2"

Оффлайн Anmak

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 71
  • Карма: 9
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Вчера смотрел по зомбиящеку как снимали это кино.

Так вот :
Затрачено 140 км пленки
Бондарчук за время съемок 30 000 раз сказал МОТОР и СТОП

Вот ведь какие титанические усилия приложены чтобы из пирога говно сваять.

Оффлайн Postman Pechkin

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1801
  • Карма: -156
  • Пол: Мужской
  • ♫♫♫♫♫♫♫♫
    • Просмотр профиля
На самом деле ?Обитаемый остров? это третья часть трилогии. Две первые части это "Отроки во Вселенной" и "Москва-Кассиопея". Уровень тот же самый. И на ту же аудиторию расчитан.

Оффлайн Ягуаровая депрессия

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 316
  • Карма: -83
  • Пол: Женский
  • ягуар - напиток богов
    • Просмотр профиля
Вчера смотрел по зомбиящеку как снимали это кино.

Так вот :
Затрачено 140 км пленки
Бондарчук за время съемок 30 000 раз сказал МОТОР и СТОП

Вот ведь какие титанические усилия приложены чтобы из пирога говно сваять.
поправка - 20 000 раз
-----
Да какой он нах режиссер - это по сути его второй фильм. (первый - 9 рота, где полно косяков....)

Оффлайн Olega

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 372
  • Карма: 3
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
Посмотрел фильм, скажу так, еле досмотрел, както всё вяло, нудно, кароче тоска. Да и главный герой МакСим как геморой, вечно лыбится, так и хочется спросить:- " Ты что идиот?"
Когда я размышляю о чистоте помыслов, реальность нависает надо мной тяжким грузом.

Оффлайн Sorglos

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 761
  • Карма: 73
  • Пол: Женский
  • Подожди еще немножко, скоро буду. Капитошка))))
    • Просмотр профиля
Посмотрел фильм, скажу так, еле досмотрел, както всё вяло, нудно, кароче тоска. Да и главный герой МакСим как геморой, вечно лыбится, так и хочется спросить:- " Ты что идиот?"
пожалели бы мальчика. Столько часов в кресле стоматолога.
Если из интернета исчезнут все порно сайты, то в нем останется один сайт - "Верните порно сайты" ©
Если в Google набрать googlе, то интернет сломается. ©

Mr. Chapel

  • Гость
Посмотрел фильм, скажу так, еле досмотрел, както всё вяло, нудно, кароче тоска. Да и главный герой МакСим как геморой, вечно лыбится, так и хочется спросить:- " Ты что идиот?"
А вот это как раз 100%-ное совпадение с оригиналом. :da:
Вопрос этот по тексту книги не озвучивается, но его друг капрал Гаал мысленно себя периодически спрашивает, нормален ли Мак.