...Разумеется, уважаемый читатель не может рассчитывать на стопроцентную объективность нижеследующего обзора: мое мнение о достоинствах и недостатках рассмотренных материалов основано на моем личном опыте работы с рунами и на том, что было сформировано в результате проделанной мной работы по изучению мнений различных исследователей. Того же я хотел бы пожелать и тем, кто ныне встает на путь изучения рун: ни в одной из опубликованных книг не стоит искать абсолютной истины, но и ни одну из них не стоит обделять вниманием. Самая абсурдная мысль, будучи прочтенной в одной из множества книг, может натолкнуть на размышления, приближающие к древней мудрости, если читатель действительно стремится к ней. Как сказал мой хороший знакомый, опытный практик рун, известный как Esgal, ?Неважно, что написано в этой книге, важно то, что ты будешь думать после того, как ее прочтешь?.
Очевидно, что начать этот обзор следует с трудов американца Ральфа Блума, опубликованных в США в 70-х годах прошлого века. Именно с него началось новое массовое увлечение рунами, позже перекинувшееся и на территорию бывшего СССР. Ральф Блум, автор книг ?Книга рун? и ?Целительные Руны?, не был ни серьезным рунологом, ни историком, ни приверженцем Северной Традиции. Он был энтузиастом, открывшим для себя мир древних магических знаков и показавший дорогу в этот мир широким массам. Этот вклад в развитие рунологии невозможно переоценить, но также необходимо отметить отдельные, весьма грубые, ошибки автора, многие из которых сегодня являются предметом разногласий авторитетных рунологов и дилетантов-популяризаторов. Среди них и пресловутая ?пустая руна?, и порядок рун в ряду, не обоснованный ничем, кроме собственного, весьма сомнительного мистического опыта автора, и не менее сомнительный способ установления им описанных в его трудах значений рун путем параллелей с совершенно чуждой рунике китайской системой И Цзин. Многие умозаключения автора носят чисто христианский характер, чуждый рунической среде, а потому противоречат ей, а иногда и здравому смыслу. Однако, по праву первого и по масштабности роли, книги Блума, несмотря на все его заблуждения, достойны почетного места на книжной полке современного рунолога.
Эдмунд Вебер, ?Руническое Искусство?
Если бы не роль популяризатора рун Ральфа Блума, в этом обзоре труд Эдмунда Вебера шел бы первым, как по хронологии создания и качеству излагаемых сведений, так и по рекомендованному мной порядку изучения материалов. Этот труд был впервые издан в 1941 году и является неким кратким экскурсом в вопрос о рунах как наследии германских народов. В этой книге нет рассуждений о магических и мантических значениях рун, столь присущих подавляющему большинству современных авторов ? в отличие от них, Вебер выступает в роли музейного экскурсовода, дающего краткую информацию по основным аспектам вопроса, удовлетворяющую праздное любопытство одних и открывающую другим простор для более глубокого изучения рун.
Эдред Торссон, ?Северная Магия: Мистерии Германских Народов?, ?Руническое Учение?.
Торссона многие признают авторитетом среди современных рунологов, он является главой организации под названием ?Руническая Гильдия? и принимает активное участие в возрождении древних культурных традиций народов Северной Европы. Однако в его трудах слишком заметен след Каббалы, которой автор занимался до увлечения руникой ? стремление найти в неоднозначной рунике нумерологические и прочие системные принципы приводят Торссона к грубой подтасовке фактов и противоречии себе же ? например в рассмотрении вопроса порядка рун в начале книги ?Руническое Учение?. Построенные им структуры форм человеческой души (кстати, противоречащие друг другу в ?Северной Магии? и ?Руническом Учении?), Древа Иггдрасиль, стихийной системы и ?эзотерической теологии? кажутся красивыми и стройными лишь на первый взгляд ? более глубокое их рассмотрение выявляет множество противоречий и откровенных заблуждений автора. Не представляется возможным объяснить ничем, кроме стремления выдать желаемое за действительное, мотив выбора Младших рун (впрочем, я бы не стал объединять подобранный Торссоном набор рунических знаков в одну систему) в качестве основной сакральной системы (даже более сакральной и ?магичной?, чем Старший Футарк). Это касается, в частности, составления соответствий 18-ти ?Заклинаний Одина? из ?Старшей Эдды? 18-ти рунам ?младшего Футарк?. Заслуживает уважения рассмотрение рун в контексте общего наследия германцев, называемого Северная Традиция ? здесь автор излагает идею о трех Путях Традиции ? Трот, Гальдор и Сейд. Однако материал о Годовом Колесе (календарных праздниках) в Троте имеет много спорных моментов, а видение автором праздничного обряда чересчур по-американски прагматично.
Фрейя Асвинн, ?Руны и Мистерии Северных Народов?
Фрейя Асвинн ? эзотерик с большим стажем, за свою долгую и интересную жизнь прошедшая через разные мистические Традиции и школы, о чем сама пишет во введении к своей книге. По всей видимости, под влиянием прошлого опыта, автор уделяет повышенное внимание сексуально-дуалистической стороне вопроса Северной Традиции, что я считаю не вполне обоснованным. То же самое касается и достаточно размытого на деле вопроса стихийных соответствий рун. Каждая из существующих мистических систем уникальна, а посему попытки их сопоставления представляются мне пустой тратой времени ? то же самое я могу сказать и о попытке Асвинн составления соотношения палат Асгарда с двенадцатью зодиакальными знаками. Не обошлось и без феминизма ? автор чересчур горячо заявляет об исключительно женском характере некоторых магических искусств, как-то Сейд и Спе. Также неверной представляется мне изложенная в этой книге структура 9-ти миров: в ней Фрейя Асвинн по неизвестной причине поменяла местами миры Хель и Нифльхейм. Это следует учитывать и при изучении в общем весьма неплохой системы рунической диагностики личности, изложенной в этом же труде. Особое внимание в разделе, посвященном мантике (гаданию), автор уделяет консультированию в вопросах брака и личных отношений ? самой популярной области вопросов, с которыми люди обращаются к мантике вообще и рунам в частности.
Следует отдать должное тому, что Асвинн рассматривает руны как часть Северной Традиции, останавливаясь на образах богов Севера и календарном цикле. Впрочем, о последнем весьма кратко и, к тому же, отождествив два совершенно разных праздника: Йоль и Торраблот. Также автор приводит свой оригинальный взгляд на группы рунической магии, описанные в ?Речах Сигрдривы?.
Кеннет Медоуз, ?Магия Рун?
Этот автор посвятил свою жизнь изучению и практике шаманизма американских индейцев. Возможно, именно надтрадиционный характер такого явления, как шаманизм и близкие ему техники Сейда, присущие той же Традиции, что и руны, натолкнул автора на издание книги под названием ?Магия Рун?. В этой книге Медоуз настойчиво говорит о рунах как об искусстве шамана, что весьма спорно: Гальдор и Сейд ? хотя и близкие в некоторых моментах, но все же разные виды магического искусства. Очень заметно то, что многие свои умозаключения автор строит исключительно на собственных предположениях, которые без стеснения выдает за истину: таково, например, описание церемониальной одежды ?рунического шамана? или безапелляционное заявление о ?естественности? порядка рун под авторским названием ?Утхарк?. Последний момент ? один из наиболее характерных для данного автора: он утверждает, что рунический цикл должен начинаться не с руны Fehu, а непременно с руны Uruz. Автор достаточно вольно обходится с именами рун, то коверкая их на английский манер, то заменяя имена Старших рун на младшерунические. Довольно наивными, а порой и смешными выглядят попытки придать смысловое значение графике рун ? например сравнение формы руны Teiwaz с ?пенисом, стоящим между вытянутыми ногами?. Присутствующая в книге ?пустая руна? также не делает чести автору.
Упоминание Медоуза о ?матрице рун? ? девяти пересекающихся палочках, натолкнули некоторых исследователей на изыскания, принесшие довольно интересные плоды, но эта статья ? не самое подходящее место для их описания. Может оказаться полезным материал автора о соответствии рун деревьям, впрочем, соответствия рун чему бы то ни было ? вопрос сугубо индивидуальный, однако Медоуз ? один из немногих авторов, описывающий собственный взгляд на этот вопрос. Ценность книги ?Магия Рун? - в ее характере нехитрого, но все же практического руководства по освоению древнего искусства, написанного простым и вдохновенным языком, увлекающим читателя в более глубокое изучение рун. В книге даются конкретные советы, зачастую слишком по-американски практичные ? таково руководство по изготовлению собственного комплекта рун, вызывающее у большинства российских читателей снисходительную улыбку. Наряду с трудами Ральфа Блума, эта книга ? довольно успешная попытка популяризации рун, со всеми соответствующими плюсами и минусами. Среди последних ? мнение о том, что стать мастером рун может абсолютно любой человек, ибо это якобы проще простого. ...
Остальное по ссылке.

Длинная статья.
Источник:
http://seph-runes.blogspot.com/2007/11/blog-post.html