Вы пытаетесь осмыслить этот вопрос, исходя из позиций какого-то идеального ребенка, который мыслит как взрослый. Но дети так не мыслят.
Отнюдь, не с позиции ребёнка. Напомню, с чего начался этот разговор:
Но даже если ребенка развивать и позволять принимать решения самостоятельно, все равно никто не гарантирует конечного результата. Может развиться гармоничная личность, а может....самостоятельно принять неправильное решение и полжизни потратить на расхлебывание последствий. Я так понимаю, если если "полжизни расхлёбывает последствия" - то скорее всего уже не ребёнок. При этом считаем, что вырос человек, в котором не подавили умение слышать свои желания и самостоятельно принимать решения. Значит и осмыслить всю ситуацию этот человек вполне способен по-взрослому.
Чтобы осознанно принимать решения, надо повзрослеть и вырасти.
Смотря какие решения. Когда ребёнок просит есть - его желание вполне осознанно уже с младенчества. Если брать решения вроде выбора ВУЗа, то Вы считаете, что к 16 годам с этим уже пора бы определиться - значит к этому возрасту у нас уже совсем сформированный взрослый, пусть и школьник? Мне кажется, что если желание истинное, то оно в любом случае осознанное. Осознанное исходя из текущего опыта ребёнка. С течением времени у нас появляется больше опыта в самых разных сферах, где появляется как следствие и осознанность наших решений. Просто быть взрослым - не достаточно для принятия осознанных решений вообще. Осознанные решения могут быть лишь в области, где мы компетентны. Наши желания, например - всегда могут быть осознанны, т.к. это мы и никто другой не компетентен в нас больше нас самих ))
Возвращаемся к выбору ВУЗа. Хватает ли кругозора и компетентности школьнику, чтобы осознанно выбрать ВУЗ? Думаю, в исключительных случаях да, когда ребёнок уже комплексно представляет свою профессию. Иначе - ребёнок двигается лишь по наитию или вообще наобум.
А ребенок может бросить занятия музыкой, например, потому что какой-то мальчик в классе говорит, что это бабское занятие. Или потому что его друг бросил. Или потому, что в четверг 17-го числа все идут в кинотеатр на интересное кино, а у него занятия. А не потому, что он сознал, что музыка - не его, или что ему там разонравилось заниматься.
Вероятно, он осознал, что сейчас для него важнее - посиделки с друзьями, чем эти занятия музыкой. Или сейчас ему музыка не настолько интересна, чтобы ради неё не увидеться и не пообщаться с другом, бросившим музыкалку. Разве это страшные решения, которые потом десятилетиями нужно расхлёбывать?
Ну и... когда все гуляют, когда внутри всё бурлит, когда душа требует общения - ну кому интересно заниматься вместо всего этого музыкой? Вероятно тем, кому музыка уже сейчас действительно и глубоко интересна. Детям же важнее сейчас, чем какое-то там абстрактное будущее )
И получится так: не принятие ребенком каких-то там осознанных решений чем-то заниматься/не заниматься, а антипедагогическое давление проблемного ребенка Васи.
Вероятно, ребёнку с этим надо справиться, самому всё переосмыслить. А как иначе? Заставить его? Вряд ли он это встретит с воодушевлением и занятия пойдут на пользу. Тогда какой смысл? Ну и если он сам принял решение заниматься музыкой, если хороший педагог его поддержал, если он общается с другими замотивированными детьми - велик шанс, что он сможет отстоять свою точку зрения перед Васей. Ну или по крайней мере не слепо последует за манипуляцией.