Когда дочка играет с другими детками, то постоянно отбирает у них игрушки. Как с этим бороться и надо ли это делать?
Это очень распространенная ситуация: малыш отнимает игрушку у другого.
Какой должна быть твоя реакция? Вот ответы психолога:
Конечно, оставаться в стороне со словами ?сами разберутся? легче всего, но это в корне не верно. На лицо обида, наносимая твоему чаду или твоим чадом другому малышу. Вмешательство взрослых обязательно, но действовать нужно осторожно, справедливо и в зависимости от принадлежности игрушки:
1. Если твой ребёнок отнимает свою игрушку, то сначала постарайся успокоить его, затем предложи: ?Давай дадим девочке немножко поиграть твоего слоника, ведь ты же играл её медвежонком?. В случае резко отрицательной реакции не настаивай, ведь слоник принадлежит ему, и только он один вправе решать судьбу своей игрушки. Не обзывай его жадиной, малыш просто боится, что его слоника обидят, потеряют или ещё что. Поставь себя на место ребёнка: подойдёт к тебе чужой человек и попросит померить твоё любимое золотое колечко. Как тебе? Такое же чувство испытывает и малыш. Лучше попробуй предложить альтернативу: ?Сынок, нужно играть вместе, дружно. Ты не хочешь, чтобы девочка играла слоником, тогда пусть покатает твою машинку (каталку, поиграет в совочек, ведёрку, ?). Ладно?? Ребёнок и на этот раз отказался? Успокойте ?пострадавшую? девочку любой другой не занятой на площадке игрушкой, а у своего спокойно выясни, почему он не хочет играть с другими детьми. Может, он просто уже устал и хочет пойти домой?
2. Твой ребёнок отнимает игрушку у хозяйки, а та отказывается дать поиграть. Шаг первый ?Настенька, можно мы поиграем немного в твою лошадку, а ты пока нашу машинку покатай?. Если сказать это со всей серьёзностью, но в то же время приветливо, ребёнок должен согласиться на обмен, поскольку такое обращение делает его значимым и большим. Ну, а если малышка всё таки категорически против отдавать свою лошадку, то тогда самый лучший вариант ? позвать обоих детей на карусель или горку. Поиграв немного с твоим ребёнком и оценив его, девочка возможно и согласиться минут через десять играть вместе всеми игрушками.
3. Хозяйка игрушки отнимает её у твоего ребёнка. Обзывать её плохой девочкой и т.п. не стоит, ведь ты могла не видеть предысторию конфликта, быть может, малыш плохо обращался с игрушкой (бросил на землю, обсыпал песком, пытался бантик оторвать,?), и девочка храбро встала на защиту любимого друга. Можно предложить поменяться на машинку, но, скорее всего, этот номер не пройдёт, поэтому единственный выход ? отвлечь малыша: ?Сынок, Настя не хочет нам давать эту игрушку, а мы не можем её отнимать, это ведь её лошадка. Давай в нашего слоника играть? Или может, на качелях пойдём кататься? Я тебя высоко-высоко покатаю??
4. У твоего ребёнка отнимают вашу игрушку. Одна мамаша в подобной ситуации, обозвав своего сопротивляющегося сына ?противным мальчишкой?, сама отняла у него игрушку и отдала другому ребёнку. И потом долго воспитывала своего орущего малыша у скамейки: ?Как тебе не стыдно жадничать. Она просто поиграет и отдаст. С тобой так никто водиться не будет,??. Чего она добилась? Ребёнок не понял, почему вместо того, чтобы защищать его собственность и право играть своими игрушками, мама отдаёт их чужой девочке! И мало того, если эта ситуация будет повторяться, мать рискует навсегда потерять к себе доверие сына. Как же быть? Ненавязчиво предлагаем малышу дать девочке поиграть немножко, а если реакция отрицательная, то не настаиваем, а защищаем права своего ребёнка и успокаиваем агрессивно ведущую девочку: ?Настенька. Не надо отнимать у Андрюши игрушку. Это ведь его слоник. Ухты! Посмотри, какой медвежонок! Хочешь, ему пирожок испечём??
5. Если конфликт возник из-за чужой игрушки. То право игры принадлежит тому ребёнку, который первый её взял. Отнимающему малышу спокойно, но твёрдо необходимо объяснить, что эту колясочку сейчас катает другой малыш. Он немножко поиграет, а потом и ваша очередь придёт, если хозяйка игрушки не будет против. Обязательно проследи момент, когда игрушка будет свободна, и победоносно принеси её малышу. Он запомнит справедливый поступок, и в следующей ситуации уже будет спокойно ждать своей очереди.
И ещё очень важные дополнения:
- Разбираясь в детских конфликтах, опустись до их уровня ? присядь на корточки, чтобы твои глаза находились на одном уровне с детскими. Такая поза показывает, что ты готова их выслушать, постараешься понять и справедливо рассудить. Хорошо ещё, если ты будешь слегка касаться рукой своего малыша, так он будет уверен, что ты на его стороне.
- Попроси своего малыша рассказать (если он уже может говорить) причину ссоры. В своём ответе обязательно повтори то, что как ты поняла, случилось (но не слово в слово, а то он подумает, что его передразнивают). Он поправит тебя, если ты поняла что-то не так. Дальше обозначь его чувство (обида, гнев, смущение,?).
- Взамен требуемым игрушкам всегда предлагай альтернативы, которые должны ?перевесить? тягу к предмету спора.
- Конфликт всегда старайся решить по справедливости, даже если твой ребёнок останется в проигрыше. Он должен знать, что ?мир не станет плясать под его дудку?, и что у других детей тоже существуют права и чувства, которые нужно уважать.
- Сидя на скамейке и выкрикивая периодически запретные реплики ?Не ходи туда. Я сказала. Мама не разрешает. Не трогай, это не твоё!?, ты не решишь ни одну из возникающих на площадке проблем. Скорее приобретёшь их ещё больше в отношениях с малышом. Ребёнок будет чувствовать, что ты не с ним, а может даже и против него. Потому как в такой ситуации вы с ним больше похожи на пастуха с овечкой, чем на двух близких людей на прогулке.