Долгое время считалось, что именно Николай Гастелло первым в истории авиации совершил "огненный таран", направив свою машину на скопление вражеской техники. Однако, Гастелло был не первым, и даже не вторым и не третьим летчиком, совершившим "огненный таран", и осуществлен впервые он был не в 1941 году, а несколько раньше.
Первый в истории советской авиации случай "огненного тарана" произошел 5 августа 1939 года на Дальнем Востоке в долине реки Халхин-Гол во время военного столкновения СССР и Монгольской Народной Республики с одной стороны и Японии и Маньчжоу-Го - с другой.
В этот день батальонный комиссар 150-го бомбардировочного полка Михаил Ююкин, как обычно, поднял в воздух свою машину для выполнения боевого задания. В момент бомбардировки вражеских позиций в самолет попал снаряд, который поджег правый мотор. Сбить пламя летчикам не удалось, и тогда командир принял свое последнее решение. Он приказал экипажу покинуть самолет и направил пылающую машину, полную смертоносных бомб, на японский дзот. Как вспоминает единственный из членов экипажа, успевший покинуть кабину машины, штурман Александр Морковкин:
"Я был уверен, что, даже теряя сознание в удушье пламени, батальонный комиссар Ююкин направит свою гибнущую, превратившуюся в факел машину в самый центр вражеских огневых точек. Так и произошло".
В августе 1939 года за героизм и образцовое выполнение боевого задания Михаил Ююкин был награжден орденом Ленина, а члены его экипажа - старший лейтенант Александр Морковкин и старшина Петр Разбойников - отмечены орденами Красного Знамени.
После событий на Халхин-Голе подобный подвиг был совершен в 1940 году уже в ходе советско-финляндской войны. Тогда загоревшийся от попадания снаряда самолет капитана Константина Орлова был направлен в самую гущу вражеской пехоты и техники. Произошло это 11 марта 1940 года.
22 июня 1941 года "огненный таран" совершил командир звена 62-го штурмового авиаполка старший лейтенант Петр Чиркин. Он поднял машину в воздух с аэродрома у села Лисятичи для проведения воздушной разведки и попал под обстрел гитлеровцев. Когда машину П.Чиркина подбили, он направил ее на танковую колонну противника. 24 июня экипаж командира звена 33-го скоростного бомбардировочного полка старшего лейтенанта Григория Храпаря совершил еще один таран. В этот раз горящий самолет разрушил переправу близ города Броды. А 25 июня, то есть, за день до Гастелло, горящей машиной таранил немецкие танки капитан Авдеев.